ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
*обязательно для заполнения
eng
+7 495 973 1444
библиотека дизайнера

Арабеска

Арабеска (итал. arabesco – арабский) – средневековый арабский орнамент комбинированного типа, сочетающий в себе растительные и геометрические мотивы (позднее только растительные). Очень часто в этот декор вплетается текстовая вязь. Особое распространение арабеска получила в эпоху Возрождения. Во времена увлечения античностью начала XIX века ошибочно отождествлялась с гротеской.

Этот тип орнамента отличают, прежде всего, очень высокие эстетические свойства и достаточная сложность композиций. Декор выполняется с использованием повторений, в основе которых лежит строгий математический расчет, одного или нескольких элементов узора. При этом один фрагмент часто вписывается в другой. Такое композиционное решение практически исключает возможность применение фона. С одинаковым успехом арабески могут наноситься как на плоские, так и на выпуклые поверхности. Искусствоведы некоторых европейских стран придают арабеске более узкое значение сугубо растительного орнамента. В данном случае она выступает как антипод мореске (геометрическому орнаменту).

История развития арабески в Европе

{galereia:Виды орнамента - Арабеска}
Данный вид орнамента возник на арабском Востоке и получил особое распространение в Византии. В средние века, в эпоху расцвета готики и романского стиля он часто использовался в качестве декора для рукописных книг. В период сильного влияния мавританского искусства на итальянское (XIV – XV вв.) арабеска получила широкое распространение в майолике и орнаментальной гравюре. Особенно примечательными стал декор дворца Нерона Domus Aurea эпохи Ренессанса. На стенах этого здания имелось множество фрагментов росписей, содержащих арабески.

Своей кульминации развитие гротески эпохи Возрождения достигло в мастерских Рафаэля благодаря усилиям его ученика Джованни да Удине, который восстановил древние орнаменты Domus Aurea. Именно в таких мотивах была исполнена лепнина ватиканских лоджий. Арабески да Удине становятся основой ренессанской иероглифики. До XVIII века любые орнаментальные композиции не мыслились неким излишеством или украшательством. Скорее они были укоренены в эстетику ордеров, были частью целого, зачастую символьной.

Современное понимание орнамента как декора или украшения возникает только в классическую эпоху. В это время арабеска становится не просто иероглифом, а отражением некой свободной, творческой, «божественной» красоты. Зачастую она приобретает и совершенно мистический смысл. Подобные орнаменты, к примеру, использованы в четырех картинах Даниэля Рунге «Времена дня». Арабески в этом произведении служат связующим звеном четырех главных идей. Очень часто этот вид орнамента в XVIII веке используется и для украшения готических соборов. На протяжении веков европейское искусство не раз обращалось к этому витиеватому и сложному виду орнамента. Очень примечательны, к примеру, арабески Обри Бердслея. 

турецкий узор арабеска 01цветной турецкий узор 09марокканский угловой узор 01 цветной 









Мусульманская арабеска

Мусульманские ортодоксы вот уже несколько веков подряд запрещают изображение живых существ. Согласно канонам этой религии, единственным творцом всего является Аллах, и соперничать с ним подобным образом – великий грех. Поэтому в странах Востока аналогом христианской иконе становятся разного рода надписи, выполненные арабской вязью. В этом ключе арабеска выступает как элемент оформления, призванный, прежде всего, быть связью между небом и человеком. Мусульмане с течением времени превратили искусство создания подобных орнаментов в настоящую науку. Декоры выполнялись с использованием строгих математических расчетов. Таким образом, восточные художники создавали огромные панно, украшавшие стены мусульманских храмов. В средние века арабеска пользуется на Востоке огромной популярностью и как ковровый узор.

В этом случае иногда между листьями и плодами располагаются и фигурки людей и животных. Дело в том, что запрет на подобные рисунки в светском восточном искусстве действует не так строго, как в религиозном. В особенности в шиитском направлении ислама. На основе арабесок был создан красивейший дизайн ислами.

На данный момент имеется несколько его разновидностей:

• собственно ислами – орнамент, состоящий из арабесок;
• ислами шекасти – разомкнутые арабески;
• ислами банди – орнамент с арабесками, выполненный в стиле банди;
• ислами дахане аждар – арабески, выполненные в виде пасти дракона;
• ислами торандждар – наряду с характерным орнаментом используются медальоны;
• ислами лачак-торандж – медальоны применяются в композиции с треугольниками по углам ковра;
• ислами мари – арабески, имеющие спиралевидную форму.

Арабеска – один из самых интересных видов орнамента. Используется в качестве декора она и в наше время. Подобными узорами украшают посуду, одежду, интерьеры и т.д. Особенно стоит выделить арабеску как элемент современного ландшафтного дизайна. Орнаменты, выполненные из цветущих растений, выглядят поистине шикарно. Плоские газоны-арабески разбиты, например, в саду Мирабель (Австрия), одном из самых красивых барочных парков Европы.