ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
*обязательно для заполнения
eng
+7 495 973 1444

Мозаики Врубеля

Все знают Михаила Врубеля как величайшего художника-декоратора. Он оставил после себя уникальное наследие, явившееся результатом его многолетнего творчества. Художник создал огромное количество произведений живописи, к числу которых относятся удивительные по красоте мозаичные полотна. Для простого обывателя творчество Врубеля начинается с картины «Демон сидящий» и ряда иллюстраций к произведениям Лермонтова.

Следует отметить, что до случившего в 1896 году скандала с панно на выставке в Нижнем Новгороде Врубеля называли «придворным художником» Саввы Мамонтова – он известная личность в кружке Абрамцева, он декорирует интерьеры роскошных особняков столичных буржуа. При этом он не принимает участие в выставках и его популярность как художника оставляет желать лучшего. Только после 1896 году к Врубелю приходит настоящая известность и слава.

В своем творчестве художник обращался к романтике эпохи Средневековья и Возрождения, к мифам античности и русской сказке. В его произведениях прослеживаются элементы таинственности, загадочности, которые присущи поэзии раннего русского символизма. Невероятных размеров потенциал художественного творчества позволил Врубелю гармонично сгруппировать вместе искусство и жизнь. Постоянно сопровождающее художника желание делать произведения объемными подчеркивает его приверженность к стилю модерн.


   
Особенно четко это проявилось в ряде известных мозаичных панно, к числу которых относится триптих «Фауст» (1856), предназначенный украшать дом А.В. Морозова в российской столице и композиция «Утро» (1897). Вместе с тем, творчество Врубеля следует трактовать шире, чем просто стиль модерн. Врубель в своих произведениях стремится показать, что мир многосложен, в нем все взаимосвязано. В его работах ясно прослеживается тот факт, что человеческие чувства и мир природы не могут существовать по отдельности друг от друга.

Наиболее известным произведением Врубеля является триптих «Фауст». Он должен был украсить один из кабинетов особняка, находящегося в Введенском переулке. Здание принадлежало известному предпринимателю Алексею Морозову. Декоративной составляющей интерьера занимался архитектор Шехтель. Центральный сюжет триптиха «Фауст» - это панно «Маргарита», которое отражает личные переживания Врубеля. Впоследствии станет известно, что образ Маргариты был скопирован с Надежды Ивановны Забелы-Врубель – супруги знаменитого художника. Как утверждают некоторые эксперты, Врубель в данной работе допустил ошибки в пропорциях фигуры и неудачно отразил черты лица героини. Маргарита как будто вырастает из кипарисов и лилий, сама напоминая нежный цветок.


   
Другим не менее популярным произведением Врубеля считается панно «Принцесса Греза», сюжет которого – это история о несчастной любви обыкновенного трубадура Рюделя и иностранной принцессы Милисиндры.
Данное произведение было создано по заказу известного мецената Саввы Мамонтова в то время, когда Врубель был никому не известен. Работы художника должны были стать украшением Всероссийской промышленной выставки, проходящей в Нижнем Новгороде в 1896 году.
  


Врубель выбрал два произведения – «Микула Селянинович» и «Принцесса Греза». Однако обе работы не были завершены к началу выставки, что спровоцировало настоящий скандал. Была создана специальная комиссия, которая признала вышеуказанные панно «нехудожественными» и они были запрещены к демонстрации. Вместе с тем, центральный фасад здания гостиницы Метрополь, принадлежавшего Савве Мамонтову, украшало именно мозаичное панно «Принцесса Греза».

Мозаики Врубеля