ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
*обязательно для заполнения
eng
+7 495 973 1444
библиотека дизайнера

Жизнь и творчество Караваджо


Караваджо – один из крупнейших художников эпохи барокко, основного стиля итальянского искусства, нашедшего выражение, прежде всего, в скульптуре и архитектуре. Творчество Караваджо оказало большое влияние на развитие западноевропейского искусства, он стал родоначальником реалистического направления в барокко, которое позднее стало называться его именем – караваджизм.

Полное имя Караваджо – Микеланджело Меризи да Караваджо. Он родился 29 сентября 1571 года в семье архитектора в небольшом городе под названием Караваджо. Рано потеряв родителей, был отправлен своим покровителем герцогом Колонна на учебу к художнику Симону Петеранцо, который был учеником Тициана. Позднее он переезжает в Рим на обучение к другому известному мастеру – д’Арпино. Согласно биографам Караваджо, он отличался неуживчивым и буйным характером, что, с одной стороны, позволяло ему творить свои полотна, вкладывая в них необычайную силу и смелость, с другой, создавало огромные проблемы в обычной жизни.

Раннее творчество и расцвет Караваджо

Первые работы Караваджо связаны с почти ремесленным трудом: он писал фрукты, натюрморты на картинах других художников за определенную плату. Позднее он сам стал создавать натюрморты и жанровые сцены. Его первые самостоятельные работы «Мальчик с фруктами», «Гадалка», «Лютнист» сами по себе являются новаторскими, идут вразрез с общепринятыми канонами того времени. Они изображают простолюдинов и их мир, это жанровые сцены. Художника интересует характерность персонажей, определенный типаж личности. Караваджо – сторонник непосредственного, живого изображения жизни, повседневности в ее простоте и зачастую неприглядности. В своих первых жанровых сценах Караваджо уже идет вразрез с патетикой и роскошью барокко, изнеженным эстетизмом маньеризма. Простота наделяется монументальностью.

Первым работам Караваджо присуще особое внимание к композиции: она закономерна, замкнута и целостна, фигуры срезаны по пояс и представляют собой в композиционном решении треугольник. Предметы вещественны и осязаемы в картинах, моделируются резкими перепадами темных и светлых тонов – техникой кьяроскуро, которую относительно живописи впервые начинает применять Караваджо, а в картине «Больной Вакх» появляется новый прием – фрагментирование натуры. Прием кьяроскуро позволил создать особые эффекты в изображении: резкие светотеневые контрасты позволяют моделировать объем фигур, приближая их к переднему плану, придать им особую скульптурность и монументальность, что еще более усиливается различными сложными ракурсами.

В 1594 году после отбывания 6-месячного заключения в тюрьме за драку Караваджо начинает работать на кардинала Франческо дель Монте, проживая на его вилле, где он знакомиться с известнейшими людьми того времени – Галилеем, Кампанеллой, Милези. Этот период очень плодотворен для творчества Караваджо. Здесь создан первый натюрморт как самостоятельное произведение - «Корзина с фруктами», поражающий своей детализацией и натуралистичностью. В этот же период создаются известнейшие произведения – «Вакх», «Портрет Барберини», а в 1597 году пишется единственная фреска Караваджо «Юпитер, Нептун и Плутон». Особенно стали известны картины на библейские сюжеты «Отдых на пути в Египет», «Экстаз св. Франциска». В этих произведениях присутствует смелость, фактурная лепка фигур, резкость и сила в изображении персонажей. Вершины в натуралистическом изображении персонажей Караваджо достиг в картине «Юдифь, обезглавливающая Олоферна». Достоверность и натурализм изображения вызывал чувство ужаса у современников, жестокость изображения еще более подчеркивалась приемом кьяроскуро и детальной реалистичной проработкой фигур, выступающих на передний план, становясь осязаемо живыми.

Мастерство Караваджо достигает своего расцвета. Он получает большой заказ на серию картин для капеллы Контарелли в церкви Сан Луиджи деи Франчези в Риме – это 4 полотна из жизни св. Матфея, наибольшую известность из которых получило «Призвание св. Матфея», решенное как жанровая сцена. Светотеневое решение картины ярко выявляет объемы и усиливает драматизм и происходящее действие. Работы, выполненные для капеллы, принесли Караваджо противоречивую известность: с одной стороны, смелость, мастерство живописной формы не оставляли зрителя равнодушным, с другой – многих отталкивала приземленность, огрубленность персонажей, поскольку Караваджо писал свои типы с простонародья.

В начале XVII века Караваджо создает свои самые знаменитые произведения: для капеллы Черази в церкви Санта Мария дель Пополо - «Распятие св. Петра» и «Обращение Савла». Художник передает сюжеты сложнейшими ракурсами, продуманной композицией и контрастной светотеневой моделировкой. В это время Караваджо создаёт много картин на религиозные темы: «Иоанн Креститель» (1600), «Коронование терновым венцом» (1603), «Се Человек» (1605) и другие. Наиболее известна картина «Положение во гроб» для церкви Санта Мария ин Валичелла, которая имела огромный успех у современников и мастерство художника получило самые высокие оценки. С этого полотна делались копии Рубенсом, Фрагонаром, Сезанном. Композиция этой картины строго равновесна, тело Христа осязаемо тяжело, оно выступает символом тяжести страдания. Между действием на картине и смотрящим на нее образована связь поворотом фигуры св. Никодима к зрителю, ракурс изображения дан снизу вверх, словно тело Христа передают смотрящему на картину. Караваджо здесь прибегает к очень интересному приему – включению зрителя в действие на полотне. Зритель становится участником события. Некоторые исследователи считают вершиной творчества картину «Смерть Марии», но она не была оценена современниками по достоинству. Из нерелигиозных картин начала 17 века у Караваджо известны: «Мальчик, укушенный ящерицей», лиричная «Амур-победитель».

Позднее творчество и смерть

Около 1606 года из-за разгульной жизни и убийства человека Караваджо вынужден был бежать из Рима. Последние годы его жизни – это годы скитаний. Тональность его стиля несколько меняется, появляется мрачность, тяжеловесность в изображении характеров персонажей («Св. Франциск в раздумье»). В Неаполе Караваджо пишет «Мадонну с четками», применяя традиционную схему построения композиции с мадонной в центре на возвышении, при этом отказывается от столь любимых им светотеневых контрастов и применяет рассеянное освещение. Там же он пишет «Семь деяний милосердия» для церкви Пио Монте делла Мизерикордиа.

С 1607 года он проживает на острове Мальта, где ему покровительствует Великий Магистр ордена. В благодарность Караваджо пишет его портрет, в котором реалистичность, достоверность и жизненность изображения сочетается со столь излюбленными им светотеневыми приемами. Точными выверенными приемами мастер передает глубину образа изображаемого им человека.

С Мальты Караваджо снова приходится бежать, в скитаниях он создает еще несколько значимых картин, например, «Воскрешение Лазаря», искусно работая с отсутствием света, изображениями ночи, в которую вписываются персонажи и окружающее пространство. Надеясь на помилование, Караваджо пытается вернуться в Рим, но умирает в дороге от приступа ранее перенесенной малярии, хотя некоторые исследователи отмечают некоторые странности в смерти художника. Посмертно он был реабилитирован за ранее совершенное преступление.

Караваджо писал образы людей из народа, простолюдинов, обладающих сильными характерами, страстями, придавал образам монументальность и трагичность. Для него была свойственна демократичность образов, реальность в изображении предметов и материальности окружающего, повышенная экспрессия светотеневых контрастов, монументальность жанрово-бытовых мотивов. Творчество Караваджо, не будучи оцененным по достоинству современниками и духовенством, вызывавшее противоречивые чувства, оказало огромное влияние не только на мастеров Италии, но и на развитие всего западноевропейского искусства.