ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
*обязательно для заполнения
eng
+7 495 973 1444
библиотека дизайнера

Скульптура эпохи бронзы


В этот период люди научились изготовлять бронзу, которая очень быстро вошла в быт людей и облегчила многие трудовые процессы. Появились новые отрасли производство – добыча и выплавка металлов. Появляются первые признаки классового общества с параллельным разложением родовых общин. С появлением бронзы значительно расширились контакты между племенами и обмен товарами, начались войны, появился культ вождя, дальнейшее развитие получили первобытные религии, стал развиваться заупокойный культ, усложняется культ предков.

Художественная обработка металла в этот период становится одним из основных видов творчества. Быстро были освоены такие техники, как литье, ковка, чеканка, гравировка по металлу. В большом количестве изготавливаются металлические украшения: серьги, браслеты, кольца, наручи, подвески. Получило широкое распространение украшение оружия, которому придавали особое значение. В скульптурном завершении рукояток часто встречаются изображения зверей. Искусство по-прежнему имеет тесную связь с магическими обрядами.

Мелкая пластика в эпоху бронзы начинает отливаться из металла. Предметы из металла отливаются по восковой модели, которая носит следы примитивной лепки (навершие жезла из Кобанской культуры). Идет поиск форм для литья из металла. В этот период исчезают глиняные женские статуэтки, которые были характерны для палеолита. Теперь антропоморфные изображения связаны с образом мужчины, что объяснимо спецификой эпохи, в которой на первый план выходит война, культ вождя и предводителя патриархальной общины. В то же время черты лица и тела человека носят примитивный, но экспрессивный характер. В более поздних памятниках неолита наблюдается стремление передать животных в динамической позе, изобразить их в движении, например, в изображении коней из Кобанской культуры.

Еще одна особенность скульптуры неолита – каменные изваяния, встречающиеся, в частности в Южной Сибири, и изображающие, предположительно, женщину-мать, прародительницу рода, имеющую часто зооморфные черты тотема. Большинство стел этого периода имеют сходные очертания: на вертикальной плоскости камня воспроизводится человеческое лицо, которое выбивалось небольшим рельефом. Иногда рельефной могла быть верхняя часть торса, всегда – женского. (Изваяние из Минусинской котловины). Остальные детали: татуировки, волосы, головной убор, магические знаки намечались врезанной графической линией. Несмотря на примитивизм изображения, в них четко прослеживаются этнические следы.

Скульптура эпохи железа

Последний этап развития первобытного общества связан с появлением железа, которое вытеснило каменные и частично бронзовые орудия труда. В этот период происходит расслоение общества по имущественному признаку, появляется рабство, усиливается роль племенной аристократии.

В этот период еще более усложняется духовная жизнь и, соответственно, искусство. Усиливается специализация и разделение по направлениям искусства: появляются сказители, художники, мастера прикладного искусства. Усложняется и религиозная жизнь. В связи с развитием производства железа и постоянными войнами, еще более усиливается культ вождя, а также культ тотемов, покровителей племен.

Основным видом искусства в эпоху железа становится прикладное искусство, но и архитектура, живопись и скульптура получают дальнейшее усложнение, обретают новые формы выражения. Распространены в гальштаттский период (650-400 гг. до н.э. на территории Западной и Северной Европы) скульптурные изображения повозок с группами воинов или всадников, одна из фигур часто выделяется своими размерами. Фигуры объединяются общим замыслом и композицией, но достаточно примитивны. Все стоящие на платформах фигуры статичны, имеют приблизительно трактованные формы тела, при отливке таких групп применялась глина для предварительной лепки формы, в ней также чувствуется примитивность, свойственная и предшествующим эпохам.

В скифской культуре распространены в этот период резаные из дерева изображения животных, птиц, игравших роль, преимущественно украшений седел, конской узды. Основная их отличительная черта - подчеркивание особенностей образа зверя. Следующее направление - резаные из дерева человеческие лица. При наличии примитивности трактовки образа в них присутствует декоративность, например, в изображении волос, а также, что очень важно, они отражают индивидуальные черты лица. Все эти изображения являются частью декоративного оформления оружия или одежды.

Таким образом, первобытное искусство заложило основы искусства Древнего мира, в первобытном искусстве еще в зародышевом состоянии хранятся формы будущих великих произведений. На протяжении всего первобытного строя видно, как в скульптуре постепенно проявляется динамика и индивидуальность, мастера стремятся к передаче того неуловимого, которое делает произведение искусства особенным, неповторимым, стремятся к передаче духовного содержания, стремятся выразить форму. Но это пока только робкие поиски.