ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
*обязательно для заполнения
eng
+7 495 973 1444
библиотека дизайнера

Инкрустация в древние эпохи

Инкрустация (лат. incrustatio – покрытие корой) – украшение бытовых изделий и мебели, а также зданий узорами из кусочков керамики, дерева, металла, самоцветов, перламутра и других материалов.

В результате их накладки на поверхность получаются очень эстетичные декоративные изделия. При этом в качестве основы и элементов мозаики могут использоваться как разные материалы, так и одинаковые, но различающиеся по цвету или текстуре.

Технологии инкрустации в античные времена

Мастерами античности использовались самые разнообразные техники инкрустации. Из наиболее известных можно выделить интарсию – так называется способ декорирования деревянных изделий деревянными же элементами и насечку, оформление металлом по металлу. Широко известны древнегреческие и древнеримские техники инкрустации однотонных материалов, в основном мрамора.

Инкрустация мебели во времена Древнего Египта и античности

В Древнем Египте техники инкрустации мебели использовались повсеместно. При этом фасады оформлялись такими материалами, как слоновая кость, золото и перламутр. Подобный декор описан еще в произведениях Плиния Старшего в I веке до н.э. Античные мастера замечательно разбирались в геометрии, что имело огромное значение при разработке эскизов.

Античная мебель того периода послужила образцом для подражания для мастеров во все последующие века. При изготовлении подобных предметов интерьера античные мастера пользовались достаточно совершенными инструментами, что и позволяло выполнять просто шикарный декор.

Древнегреческая мебель отличалась от древнеримской более скромным оформлением. Дело в том, что мастера Рима изготавливали предметы интерьера с оглядкой на архитектурные особенности зданий. Строительство в Римской империи достигло невиданного размаха. Перенасыщенность разного рода украшениями служила отличным дополнением к римскому архитектурному стилю. В домах знати часто можно было видеть столы и скамьи, выполненные из мрамора. Соответственно, была распространена и инкрустация по этому материалу.

Помимо этого для античной мебели характерна особая форма декорирования предметов быта – инкрустация деревом по дереву, называемая интарсией. Для выполнения такого оформления античные мастера часто использовали такие породы, как ясень, клен, туя, кедр и другие. Известны подобные технологии были и арабским и персидским мастерам.

Инкрустация предметов искусства

Часто мастера античности использовали инкрустацию для изготовления глаз у бюстов и статуй. При этом могло применяться как стекло, так и полудрагоценные камни. Для губ и волос обычно использовалось золото или медь.

Специальные мастерские по оформлению декоративных изделий инкрустацией существовали еще в Древнем Египте. В гробнице фараона Рехмира на одной из фресок изображен процесс оформления подобным образом ларца фигурками бога Осириса. В гробнице Тутанхамона археологом Говардом Картером было обнаружено огромное количество инкрустированных роскошных предметов. Для выполнения подобного декора античные мастера использовали кожу, дерево (в основном черное и кедр), слоновую кость, золотую фольгу, самоцветы и даже разноцветные крылья жуков.

У греческих авторов первые упоминания о декорировании разного рода предметов искусства относятся к гомеровской эпохе (XIIVIII вв. до н.э.). Информацию о более позднем развитии можно почерпнуть из произведения древнегреческого писателя Павсания «Описание Эллады» (II в.), занимавшегося поисками старинных изделий. Перечисляя предметы искусства храма Геры (Олимпия) он упоминает, например, ларец из кедра, инкрустированный слоновой костью и золотом. Декор этой вещи описан им во всех подробностях. Все четыре стенки выполненного в виде параллелепипеда ларца были украшены в пять поясов. Поверх изображений древние мастера проставляли поясняющие надписи.

Одним из самых распространенных в античности материалов, используемых для оформления деталей интерьера, была слоновая кость. После победы греков в войне с персами (500-449 гг. до н.э.) инкрустация обогащается новыми сюжетами и материалами. Именно в этот период в Древнюю Грецию завозят черное дерево.

Одним из самых известных произведений искусства этого времени считается трон в храме Зевса в Олимпии, украшенный самоцветами, золотом, черным деревом и традиционной слоновой костью. На троне выполнены изображения животных, состязаний и сражений. Перекладины украшены декором, сюжет которого описывает битвы отряда Геракла с амазонками.

До наших дней дошли декорированные инкрустацией саркофаги. Найдены они были при раскопках древнего Пантикопея. Один из них (IV в до н.э.) хранится в Эрмитаже. Его стенки, дно и крышка богато отделаны слоновой костью и черным деревом.

В средние века инкрустация уступает место таким видам декора, как золочение, роспись и резьба. Однако в XVI в. эти методы вновь начинают использовать мастера Италии, Голландии, Франции и других стран.

Созданные в эпоху древних цивилизаций технологии используются и в наше время. Конечно же, за период своего существования они были существенно развиты и доработаны. Однако заслуга их популяризации принадлежит никому иному, как мастерам античности.