ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
*обязательно для заполнения
eng
+7 495 973 1444
библиотека дизайнера

Мозаики новгородского Софийского собора

Ни в одном из русских городов нет такого огромного количества древних памятников архитектуры, как в Великом Новгороде. Это поистине средоточие объектов древнерусского зодчества. Самой величественной постройкой города считается, конечно же, Софийский собор. Это грандиозное сооружение было возведено в XI веке по заказу князя Владимира.

Мудрый русский князь старался, чтобы все храмы, выполненные по его указаниям, были выдержаны в едином архитектурном стиле. Поэтому новгородский Софийский собор в некоторых элементах и формах повторяет главный храм тогдашней Руси – Софию Киевскую. В частности здесь, как и в столичном храме, для оформления внутреннего пространства была использована мозаика. Изготавливалась она древними ремесленниками так же из смальты. Уже тогда это искусство было достаточно хорошо развито на Руси. И хотя мозаичным орнаментам Софии Новгородской по богатству оттенков и сложности сюжетов далеко, она оставляет у посетителей неизгладимое впечатление свое красотой и необычностью.

В интерьере этого собора мозаика частично использована для украшения полов, алтарной апсиды, полностью оформлены ей «горнее место», где восседал Владыка, и «седалища» для священнослужителей. До недавнего времени считалось, что большая часть этих смальтовых картин была выполнена во время реставрационных работ в XIX веке. Однако последние исследования показали, что более половины всех мозаик собора относится к XI веку, то есть ко времени его строительства.

В отличие от киевского храма, где было использовано более 130 различных оттенков смальт, в новгородском применено всего шесть цветов – желтый, красный, зеленый, синий, черный и белый. Однако мастерам удалось таким образом сочетать эти тона, что орнаменты вовсе не выглядят монохромными и скучными. Этому поспособствовала и то, что кусочки смальты имеют здесь самую разную форму – ромбовидную, лепестковую, прямоугольную, а не только квадратную.

Мозаичными полотнами в Новгородской Софии инкрустированы известняковые плиты. Перед отделкой смальтой на стены наносили рисунок красками. Затем плиты обмазывали специальным розоватым раствором, в который вдавливались кусочки мозаики. Таким образом оформлена, к примеру, алтарная аспида. Узоры здесь представлены арками, в которые заключены кресты – главный символ христианства. В каждой плите изображение этого атрибута несколько варьируется.

Ниже креста могут располагаться ромб, круг, цветок, звезда, либо другие подобные простые элементы. Данный декоративный мотив – арка и крест характерен, прежде всего, для византийского стиля. Арка символизирует в этом случае райские врата. Алтарная мозаика новгородского Софийского собора насчитывает около сорока разных наборов орнаментов. Для оформления апсиды была использована 21 мозаичная плита. Еще 35 меньшего размера обрамляет «седалищные» ступени. Мозаичные плиты, которыми украшен пол собора, переставлялись трижды за все время его существования - в XVII веке, а так же в середине и конце XIX века. От них в основном сохранились только некоторые большие и малые фрагменты. Согласно результатам исследований, проведенных историками, мозаика для оформления полов когда-то давно использовалась и в жертвеннике, главном алтаре под центральным куполом, и в диаконнике.

В отличие от киевских храмов, в новгородских мозаика для выполнения икон практически не использовалась. И дело тут не в неумении мастеров этого города, а в архитектурных особенностях местных соборов. Камерность Новгородской Софии обуславливает скорее живописное решение элементов интерьера, нежели мозаичное.

Конечно, Софийский новгородский собор строился по некоторому подобию с Киевской Софией, поэтому мозаика применена и здесь. Но только в качестве орнаментов и узоров. Первоначальная отделка этого храма практически не сохранилась. В том числе и мозаичные украшения, которые были изготовлены новгородскими мастерами в 1052 г. От этих оригинальных живописных орнаментов осталось всего несколько фрагментов. Это широко известная мозаичная каменная плита, встроенная в северный алтарный столб, а также некоторые плиты на полу. Последние были найдены при раскопках Мартирьевской паперти в сороковых годах прошлого века. Первоначально они относились к убранству собора, но в XII—XIII вв. были перенесены и встроены в пол. Во время реконструкционных работ в 1890 г. в горнее место алтаря и некоторые алтарные столбы были вделаны рисунки, выполненные по эскизам, близким к первоначальным мозаикам 1052 г.

Оригинальные новгородские плиты напоминают своим внешним видом древние оконца с вписанными в них декоративными арками. Внутри цветной смальтой изображены кресты в разных вариациях, а так же геометрические растительные орнаменты. Техника изготовления новгородских мозаичных панно достаточно интересна. В плитах из песчаника выдалбливалась сплошная выемка глубиной до 1 см, которая затем заполнялась орнаментом. Набирался он из тонких, небольших кусочков смальты разного цвета и формы. Они могли быть треугольными, прямоугольными или квадратными.

Мозаика новгородского Софийского собора, если судить по оставшимся оригинальным фрагментам, выполнялась в несколько этапов. Первоначально из местного песчаника, имеющего красноватый оттенок, изготавливалась плита необходимого размера. Затем в ней выдалбливалась ниша, как уже было сказано выше, глубиной в один сантиметр. После этого при помощи циркуля и линейки на дно наносился эскиз будущей мозаики. Выемка заполнялась специальным мозаичным грунтам. После исследований, проведенных учеными, выяснилось, что состоял он из смеси дробленого красного известняка, известкового теста и вареного масла, скорее всего, льняного. Такой цемент очень неплохо удерживал смальту и, кроме того, обеспечивал орнаменту хорошее сцепление с поверхностью плиты.

При выдалбливании по краю плиты оставляли неширокую кромку. Орнамент выполнялся из смальты, изготовленной, как предполагают историки, из материала местного происхождения. По всей видимости, делали ее именно новгородские, а не киевские и не византийские мастера. Дело в том, что состав смальты этого храма совершенно не похож на состав плиток Киевской Софии.
Кусочки этого декоративного материала аккуратно укладывались в нишу на незатвердевший цементный раствор и слегка вдавливались. После укладки орнамента и затвердевания грунта смальта полировалась и подвергалась шлифовке. Подобные высокотехнологичные методы говорят о неплохом развитии ремесленных искусств в Великом Новгороде XI века. Ведь смальту приготовить не так-то просто. Делается она из стекла с добавлением оксидов различных металлов.


Красота и величественность древнего русского храма Софии Новгородской поражает воображение любого посетителя. В немалой степени этому способствуют и роскошные мозаичные орнаменты, примененные для оформления интерьера этого сооружения.