ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
*обязательно для заполнения
eng
+7 495 973 1444
библиотека дизайнера

Мозаика собора Санта Мария Маджоре


Собор Санта Мария Маджоре относится к числу самых главных и почитаемых базилик в Риме. История его возникновения связана с легендой, согласно которой в 352 году одному богатому римлянину Патрицио и папе Либерию I во сне приснилась Мадонна, которая велела построить церковь в том месте, где завтра выпадет снег. Утром 5 августа жители обнаружили снег на холме Эсквилин, где и решено было возвести церковь. В 440 году ее сменила базилика, построенная папой Сикстом III, которая была богато украшена мозаикой и посвящена Богоматери.

В дальнейшем каждый папа стремился достроить и украсить эту базилику. В украшении собора на протяжении веков принимали участие многие известные мастера. В 1740 году Фердинандо Дуга достроил фасад с портиком и лоджия, стена которой украшена хорошо сохранившимся до наших времен мозаичным декором начала 14 века. Сюжетом мозаичной картины является чудо, связанное с летним снегопадом. Над созданием этой мозаики трудился Филиппо Рузутти.

Великолепие храма невозможно описать. Войдя в него и взглянув на всю эту красоту, невольно представляешь, какой объем работ приходилось выполнять художникам разных эпох. Мозаики не утратили своей яркости и позволяют нам сегодня наслаждаться красотой и сочностью старинных мозаичных картин, созданных великими мастерами.

Мозаики главного нефа и триумфальной арки собора принадлежать к эпохе правления папы Сикста III, который находился на престоле с 432 по 440 год. В центральной части нефы находятся фрески, которые относятся к 5 веку, на которых изображены сцены из Ветхого Завета. Мозаика даже сейчас поражает яркостью и свежестью красок. На триумфальной арке с помощью мозаик изображена сцена рождения Христа и поклонение людей ему.

Вверху колонн нефа помещены мозаичные картины, сюжетом которых также являются жизнеописания из Ветхого Завета. Таких мозаик 36 штук, и относятся они к V веку. На мозаичных картинах, расположенных непосредственно над алтарем, изображена Дева Мария и сцены из детства Христа. Согласно соблюдениям принципа функциональности колоризма ранних христианских мозаик, их принято читать снизу вверх. Если внимательно вглядеться в кусочки мозаик, можно заметить легкие переходы от одного оттенка к другому, формирующих отдельные сюжеты и сцены. В этих старинных мозаиках присутствует еще много античного.

В трактовке пространства мы можем наблюдать веяние иллюзионистического стиля, типы лиц и пропорции фигур выполнены в традиционном античном стиле. Продолжением этой темя является круглая композиция из мозаики, сюжетом которой является коронация Девы Марии и Триумф, но они выполнены мастерами XII века. Над мозаикой «Коронование Марии» трудился известный в XII веке мастер Якопо Торрити. Эта мозаика стала основным его произведением, несмотря на то, что он занимался созданием мозаичных картин для многих храмов. Мозаика была создана мастером в 1295 году и установлена в апсиде. На мозаике изображены сидящие фигуры Марии и Христа в богато украшенных золотых плащаницах. Иисус показывает верующим книгу, в которой видны слова, объясняющие смысл мозаичного сюжета: «Приди, моя любимая, и я воздвигну тебя на трон». Слева под ними находится фигура Николая IV в коленопреклонной позе. С правой стороны картины изображен кардинал Якопо Колонна, который завершил мозаичное украшение собора после смерти папы. Модели, которые использовал Якопо Торрити в своей картине, были позаимствованы из Франции. Об этом свидетельствуют похожие сцены, изображенные на порталах в соборе Нотр-Дам в Париже. Слева внизу свода картины художник оставил сове имя. Под картиной «Коронование Девы Марии» Торрити поместил мозаику «Успение Марии».

Примерно с 1292 по 1297 гг. над украшением западного фасада собора Санта Мария Маджоре трудился еще один известный мастер-мозаичист Филиппо Рузутти. Сегодня его мозаики скрыты под барочным фасадом. На них можно увидеть величественную фигуру Иисуса, который восседает на троне и находится в окружении фигур святых и четырех евангелистов. Стиль Рузутти отличается от стиля Торрити. В его работах можно проследить влияние поздним античным образцам, но в вытянутых фигурах и архитектурных формах можно заметить влияние французской готики.

Нельзя не остановиться на описании полов в соборе Санта Мария Маджоре, которые являются уникальным произведением искусства. Такие полы можно встретить во многих храмах Рима. Они украшены великолепным орнаментом, сделанным из кусочков разноцветного мрамора, и выполнены в технике, которая была изобретена римскими мастерами известного семейства Космати. Такой мозаичный стиль в соборе по степени живописности перекликаются с мозаичным полом Константинопольского дворца, в них явно ощущается влияние живописи Константинополя. Но это совсем не означает, что мозаики создавали константинопольские мастера. Над их созданием трудились римские мозаичисты, испытавшие на себе воздействие константинопольской мозаичной техники.