ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
*обязательно для заполнения
eng
+7 495 973 1444
библиотека дизайнера

Скульптура доколумбовой Америки

Американская доколумбовая культура отличается абсолютной самобытностью и неповторимостью. Произведений искусства, подобных созданным народами, изначально населявшими этот континент, встреть нельзя больше нигде в мире.

Памятники цивилизации ольмеков

Первую цивилизацию в Центральной Америке когда-то создали ольмеки. Произошло это в конце II тыс. до н.э. Скульптура данной народности отличается необыкновенной реалистичностью. Памятники этой древнейшей цивилизации обнаружены учеными в Трес-Сапотес, Ла-Венте и Сан-Лоренсо. Изваяния представляют собой колоссальных размеров человеческие головы. Высота каждой составляет около 2,5 метров, вес – 30 т. Туловища, к сожалению, не удалось обнаружить до сих пор. Черты лица голов очень сильно напоминают африканские. Необыкновенно интересным можно назвать тот факт, что каменные глыбы для таких скульптур доставлялись порой с расстояния до 50-ти километров, учитывая, что тягловой животной силы у индейцев не было.

В поселениях этой же народности были обнаружены оригинальные стелы. Археологам удалось также отыскать многочисленные фигурки богов, жрецов и людей с пастью ягуара. В III в. н. э. ольмеки неожиданно исчезли. Ученые предполагают, что причиной тому могло стать извержение какого-либо из вулканов.

Культура Теотиуакана и тольтеков

Теотиуакан (II–VII вв.) – древний город, расположенный в нескольких километрах от Мехико. В нем построены два великолепнейших храма Луны и Солнца. Внутри этих пирамид когда-то были установлены многочисленные статуи богов. Эти изваяния ярко раскрашивались. В их глазницы вставлялись драгоценные камни. Эта цивилизация классического периода была разрушена при нашествии тольтеков.

Новые племена пришли из пустынь Мексики в VII в.. К X столетию они уже создали на этих территориях свою неповторимую культуру. Основной ее отличительной особенностью была мрачность и выразительность. К примеру, в столице этой народности Толлане найдены четырехметровые статуи воинов, на груди которых изображена бабочка. Этот элемент символизировал у тольтеков планету Венеру. Она, в свою очередь, была отображением божества Кетцалькоатля. В XI веке эти земли захватили другие племена – ацтеки. Они создали здесь поистине могучую цивилизацию.

Скульптура ацтеков

В искусстве создания скульптур ацтеки были просто непревзойденными мастерами. Первым европейцам, увидевшим их, они зачастую внушали непередаваемый ужас. Чего стоит только изображение богини Коатликуэ. Ее выполняют со змеиной головой и ожерельем из человеческих сердец. Основной отличительной чертой скульптуры ацтеков можно назвать необыкновенную реалистичность. Помимо страшных, а порой и отталкивающих изваяний археологами найдены изящные статуэтки, выполненные мастерами этой народности. К примеру, чистый и очень красивый кролик из белого кварца или фигурка женщины, работающей с зерном.

Ацтекская скульптура была самым тесным образом связана с архитектурой. Практически в каждом здании, дошедшем до нашего времени, можно видеть колонны, фризы, большие кариатиды и другие элементы. Ацтекская скульптура, в отличие от европейской, была функциональной составляющей конструкции зданий, а не внешним декоративным элементом. Очень интересен каменный календарь, найденный археологами в Мехико во время мощения одной из площадей. Представляет он собой дискообразный монолит из базальта весом в 25 тонн. Его диаметр – 3,5 метра. Согласно этому календарю, месяц ацтеков составлял всего 20 дней. Другое название каменного календаря ацтеков – «Солнечным камнем».

Скульптура майя

Изваяния цивилизации майя могли носить как религиозный, так и символический или исторический характер. Лаконичность и символизм их скульптуры выражается, прежде всего, в уравновешенности и четких пропорциях и в детальной проработке одежд. В традиции майя была установка статуй на площадях, во дворах культовых сооружений, у входов в дома знати и т.д. Малая пластика цивилизации (II – I вв. до н.э.) была глиняной, и первоначально она были довольно грубой и примитивной. Постепенно искусство развивалось совершенствовалось. Более поздняя скульптура отличается необыкновенным изяществом. Подтверждением тому могут служить фигурки, найденные на острове Ханна в Кампече. Позднее мастера майя начали использовать для изготовления статуй камень и дерево. В период коллапса (IX в.) искусство майя, в том числе и скульптура, пришло в упадок. Попытки возродить его в постклассический период особым успехом не увенчались. Более поздняя культура инков каменную статую практически не использовала.

Многие народы доколумбовой Америки создавали на этом континенте свои могучие цивилизации. Проходили века и падали империи. Одно оставалось вечным – памятники культуры. Скульптура этого периода, сохранившаяся до наших дней, поражает воображение своей неповторимой самобытностью и великолепием исполнения.