ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
*обязательно для заполнения
eng
+7 495 973 1444
библиотека дизайнера

Скульптура исламских государств 

Как известно, изображения человека и животных исламом категорически запрещены. Поэтому скульптура в этих государствах, как и живопись, развиваться, конечно же, не могла. Однако во многих странах этот вид искусства был широко распространен еще до принятия мусульманства. Поскольку в большинстве случаев исторические памятники этого типа были сохранены, сегодня мы можем любоваться ими в полной мере.

Египетская скульптура

Одним из самых крупных мусульманских государств на сегодняшний день является Египет. До того, как этой страной был принят ислам, скульптура развивалась здесь в теснейшей связи с архитектурой. В основном мастера изображали властвующих фараонов. И хотя изваяния языческих богов не стали центральными в египетской скульптуре, выполняли мастера их все же достаточно часто. Особенно много на настоящий момент известно сохранившихся до наших дней фигурок бога Анубиса.

В Египте периода Древнего царства было принято ваять строго определенные типы статуй.

• Сидящие фигуры с руками, сложенными впереди. Очень интересным примером подобной статуи может служить царский писец Каи. Перед зрителем – строгое скуластое лицо с тонкими губами и слегка плоским носом. Очень интересно выполнены глаза скульптуры. Для изображения белков использован алебастр. Зрачок выполнен из хрусталя, под который подложен маленький кусочек эбенового дерева. Таким образом, получается блестящая точка, придающая зрачку живости. Этот прием используется во многих египетских изваяниях.
• Стоящие фигуры. Обычно одна нога таких статуй выдвинута вперед, а руки свободно опущены. Примером такого типа может служить скульптура Ранафена. В этом изваянии вообще нашли свое отражение все каноны этого вида искусства в Древнем Египте. Например, отрешенный, направленный вдаль взгляд, неподвижность тела и чрезмерно развитые мускулы.

Принцип холодного величия при создании скульптур фараонов и знати был продолжен скульпторами Египта и в более поздние периоды. Однако простолюдины во времена Среднего царства изображались зачастую без строго соблюдения канонов. При этом постепенно начали создаваться новые правила выполнения скульптур. Чаще всего главный герой скульптурной композиции изображался выше других ее участников. Фигуры в этот период очень часто раскрашивались. Именно в это время египетская скульптура становится более изящной и стройной. В еще более поздний период в искусстве Египта намечается тяга ко всему колоссальному. Яркая черта всех памятников того времени – масштабные скульптуры. В это же время появляются портреты. До наших времен, например, дошло множество сходных изваяний фараона Эхнатона, где он нередко изображался в непринужденной домашней обстановке.

Индонезийская скульптура

Индонезия – это еще одно исламское государство, в котором сохранилось достаточно большое количество древних скульптур. Этот вид искусства считается самым ранним из всех возникших на данной территории. В основном в скульптуре этого государства прослеживается религиозная тематика (индуистская и буддистская). Но иногда можно видеть сюжеты и на бытовую тему. Самые древние индонезийские скульптуры датируются VII в. В храмах VIII-Х вв. можно увидеть множество изваяний Будд. Развит данный вид искусства в этой стране и сегодня. Современные индонезийские скульптуры отличаются, прежде всего, уникальной техникой исполнения. Для изготовления изваяний обычно используется дерево. Животных, например, вырезают из сандалового дерева. Богов – из эбенового, а людей – из панггал буая. Современные индонезийские мастера-резчики продают в своих лавках самых разных персонажей индуистской и балийской мифологии. Это могут быть, к примеру, различные звери, священные птицы Гаруду, изображения танцовщиц, а также фруктов, цветов и деревьев. Очень развит в Индонезии и такой вид декоративно-прикладного искусства, как выполнение статуэток из керамики. Особенно часто мастера выполняют фигурки кошек.

Скульптура Ирака

Во многих храмах домусульманского периода этого государства можно видеть огромное количество изваяний животных и богов. В древности на этих территориях скульптуры выполнялись в основном из дерева и покрывались сверху медной чеканкой. Глаза делали из цветных камней. Это придавало фигуркам необыкновенную красочность. Позднее в Ираке начала развиваться глиняная скульптура. Такие изображения обычно были монументальными и использовались для украшения зданий. Во многих исламских странах до наших дней сохранились красивейшие древние скульптуры, созданные мастерами с непревзойденным искусством. И хотя ислам запрещает подобные изображения, надо отдать должное древним мусульманским правителям – они все же сохранили эти бесценные памятники для потомков.