библиотека дизайнера
Скульптура Юго-Восточной Азии
В первые века новой эры пришедшая из Индии религия положила конец местным верованиям стран Юго-Восточной Азии. Буддизм и индуизм породили здесь поистине великолепную архитектуру и скульптуру. В скульптуре Вьетнама, Камбоджи, Индонезии и других стран азиатского региона можно заметить почти классическую строгость и уравновешенность. И во многих аспектах мастера этих стран превзошли даже зодчих и скульпторов самой Индии.Особенности скульптуры Вьетнама
На вьетнамскую скульптуру огромное влияние оказали три традиционных религии этой страны – конфуцианство, даосизм и буддизм. Ранние произведения пластичного искусства можно найти в основном в храмах и пагодах. По большей мере скульптура Вьетнама связана именно с архитектурой. Поэтому основной ее характеристикой можно назвать декоративность. Характер изваяния по большей мере связан с тем, в каком именно месте храма оно находится. Хотя китайское искусство, как и индийское, очень повлияло на скульптуру Вьетнама, мастерам этой страны удалось сделать свои произведения оригинальными и своеобразными. От китайских скульптур вьетнамские отличаются беспокойной динамикой.Самые интересные вьетнамские изваяния были найдены в развалинах культовых сооружений в Ми-Соне, Тра-Кье и Донг-Дуонге. Относятся они примерно к VII-X вв. В музее в Туране можно посмотреть очень интересные барельефы от пьедестала из Тра-Кье, датируемые Х веком. На них изображены полные динамики и пластического совершенства фигурки музыкантов и танцовщиц. По грациозности движений последних этот вьетнамский барельеф превосходит в каком-то смысле даже индийские аналоги. В скульптуре Тра-Кье огромный интерес представляют и изображения животных. Фигурки слонов, обезьян и львов выполнены очень реалистично. Слоны, например, часто изображались в движении – с одной поднятой ногой.
Мастерами Донг-Дуонга очень интересно реалистично передавались головы божеств. Лица скульптур совершенно не идеализированы. Их отличительной особенностью являются пышные усы, толстые губы, густые брови и широкие носы. Очень интересна совершенно нехарактерная для Вьетнама круглая статуя из погребальной ступы в Тань-Хоа. Выполнена она из дерева, покрытого лаком, и изображает бонзу Минь-Хань.
Особенности статуй Камбоджи и Индонезии
В прошлом Индонезию называли «архипелагом богов». Все дело в том, что в разное время в этой стране исповедовались разнообразные религии – от иудаизма до буддизма. С XVI века преобладающим культом здесь становится ислам.Типичными произведениями острова Явы можно назвать скульптуры драконов и разного рода чудовищ. Изготовлены они были под влиянием, прежде всего индуизма. Выполнялись эти статуи из окрашенного дерева и имели извилистые контуры. Благодаря такому оригинальному решению эти произведения индонезийского искусства имеют поразительное сходство с языками пламени. Подобные скульптуры производятся на острове и в наше время.
Как и в культуре большинства стран Юго-Восточной Азии, в искусстве Индонезии и Камбоджи широко используется принцип повторяемости. Замечательным примером этому может служить дворец Боробудур на острове Ява. Его название переводится как «Множество Будд». Регион, в котором расположен комплекс, известен своими высокогорными плато. Здесь древними мастерами выстроено огромное количество ступ и выполнено сотни статуй Будд, закрытых очень интересными каменными колпаками-клетками. Все эти статуи практически идентичны и отличаются только положением рук. Будды изображены демонстрирующими особые жесты – мудры. Еще одним примером многократного повторения можно считать декорированные барельефы комплекса Анкгор-Вате с изображениями небесных танцовщиц. По индуистской легенде, эти девы призваны ублажать богов, но смертных могут совратить с пути истинного. Нескончаемый ряд танцующих фигур вызывает неповторимую иллюзию движения.