ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
*обязательно для заполнения
eng
+7 495 973 1444
библиотека дизайнера

Индийская скульптура

На индийскую культуру и, в частности, на скульптуру большое влияние оказали религиозные мировоззрения. По ходу формирования буддизма в этой стране создавались буддистские храмы. Наиболее распространенными были так называемые ступы – памятники деяниям Будды. Кроме того, часто строились скальные храмы. Все религиозные постройки украшались скульптурой. Этот вид искусства достиг в Индии небывалого размаха. Существовали даже специальные руководства с рекомендациями о том, как именно нужно делать скульптуры.

Характерные признаки индийских изваяний

• Все произведения индийских мастеров отличаются необыкновенной реалистичностью.
• Боги особенно в эпоху готики изображаются либо веселыми, либо проявляющими гнев. Скульптуры с выражением печали практически не создавалось.
• Чаще всего божества изображаются связанными хоть каким-то образом с землей – стоящими или сидящими.
• Большинство индийских скульптурных композиций отличаются структурной сложностью.
• Еще одна отличительная особенность – некоторая общая избыточность.
• Динамичность также можно отнести к основным моментам, характеризующим индийскую скульптуру.
• При выполнении разного рода декоративных второстепенных элементов в оформлении зданий очень часто используются женские фигуры.

Первые индийские скульптуры

Самыми старыми индийскими скульптурами можно назвать резные капители на колоннах Ашоки. Однако эти элементы не слишком характерны для собственно индийского стиля. К примеру, львы с колонны Сарнатхе выполнены скорее под влиянием греческих и иранских традиций. К наиболее значимым памятникам первой фазы развития индийского скульптурного искусства, выполненным уже в местной манере, можно считать барельефы Большой ступы в Санчи. Огромным их количеством, например, украшены ворота этого памятника. Здесь можно увидеть изображения якшини (индийские демоницы) в очень динамичных позах, с улыбками на лицах. Имеются барельефы со значимыми моментами жизни Будды и многие другие. В некоторых сюжетах несложно проследить влияние персидских и месопотамских традиций. Однако их структурная сложность и динамика выдают именно собственный индийский стиль. Этот период характерен тем, что изображения главного индийского божества практически не использовались.

Матхурская и гандхарская школы

Многие искусствоведы считают, что первый Будда был выполнен мастерами школ Гандхары и Матхуры. Расцвета они достигли в Кушанскую эпоху. Самые древние скульптуры матхурской школы датируются приблизительно I в. до н. э. Ее мастера пользовались в основном красными песчаниками, добытыми в местных каменоломнях. Скульптуры, выполненные ими, оказали огромное влияние на развитие этого вида искусства в дальнейшем. Матхурские первые будды были изображены упитанными и с улыбкой на лице. Считается, что именно под влиянием этой школы возник очень известный гуптский стиль, представленный многими дошедшими до наших дней образцам религиозной скульптуры. В стиле гандхарской школы ясно прослеживается влияние римских и греческих традиций. Своего расцвета она достигла во времена правления царя Канишке, оказывавшего ей свое покровительство. В отличие от округлых матхурских будд, которые создавались под влиянием местных традиций, гандхарские выполнены в подражание божествам греко-римского мира. Статуи сделаны благодушными и выражающими сострадание. Влияние этой школы распространилось со временем далеко за пределы Индии – вплоть до Китая.

Школа Амаравати

Во II в до н.э. значимым центром буддизма стал регион, расположенный в долине между реками Годовари и Кришна. Здесь и возникла школа Амаравати. На стиль скульптур ее мастеров в силу территориального расположения практически не оказали влияния иностранные традиции. Основными отличительными особенностями произведений искусства, относимых к этой школе, можно считать удлиненность форм. Это нетрудно проследить, например, в оформлении Большой ступы в Амаравати (II – III вв.). Скульптурные медальоны, изображающие сцены из жизни Будды, полны динамики и жизни. Утонченные и удлиненные фигуры выполнены в движении. Эта школа оказала огромное влияние на развитие скульптуры южной Индии последующих столетий.

Гуптский период

Основными отличительными особенностями гуптского стиля (IV–VII вв.) можно назвать умиротворенность и безмятежную радость. В это время индийская скульптура развивается в основном в двух направлениях – буддистском и брахманском. Первое характеризуется изображением сострадания к человечеству, вторая – величественностью богов. Именно в этот период были созданы известные сарнатхские будды.

Именно эти четыре стиля - матхурский, гатхарский, Амаравати и гуптский - определили развитие индийской скульптуры во все последующие века вплоть до наших дней.