ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
*обязательно для заполнения
eng
+7 495 973 1444
библиотека дизайнера

Древнегреческая вазопись 

Древнегреческая вазопись – особая разновидность росписи по посуде, выполняемая с использованием особых видов красителя.

Истоки древнегреческой вазописи

Основные особенности, характерные для греческой вазописи, прослеживаются еще в догреческом минойском искусстве. Впервые подобная роспись начала использоваться в 2500 г. до н. э. (Бутмирская культура). Особое распространение в это время получили керамические изделия критской школы. Их характерной особенностью являлись геометрические орнаменты, нанесенные белой краской по темному фону. Позднее начали применяться растительные мотивы, изображения людей и животных. Еще одной отличительной чертой критских ваз было то, что узорами и рисунками их поверхность была заполнена практически полностью.

Поскольку самый первый образец такой посуды был найден в пещере Камарес, стиль древних критских мастеров был назван «камарским». Минойская культура привнесла в декор ваз этой школы морские мотивы, которые также считаются отличительным признаком камарских сосудов. Современными археологами достаточно хорошо изучена и керамическая посуда позднеэлладского периода. Для орнаментов этого времени характерны растительные и животные мотивы. После 1200 года мастерами начинают использоваться также изображения людей и кораблей.

Разновидности древнегреческой росписи

Археологами найдены древнегреческие сосуды, декорированные в разных техниках. В основном можно выделить следующие:

Прокоринфский стиль. Появился приблизительно в 700 годах до н. э. Характерной особенностью этого вида росписи является широкое использование мифологических мотивов, создаваемых в основном под влиянием восточных орнаментов. Техника исполнения идентична чернофигурной росписи. Характерным образчиком прокоринфского стиля является, например, декор Пинаки из Пентескуфии. ( 575-550 гг. до н. э.), хранящийся в Лувре.
Чернофигурная вазопись. Этот способ оформления посуды появился в VII в. до н.э. Характерной его особенностью является использование человеческих фигур, изображение сцен битв, пиршестви, разумеется, мифологические сюжеты. Рисунок наносился на поверхность шпикером (глянцевой глиной). После обжига материал сосуда становился красным, шпикер менял свой цвет на черный. Самым известным художником, работавшим в чернофигурной технике, был Эксекий. Свою популярность этот метод начал терять, начиная с 530 г. до н. э.
Краснофигурная вазопись. Считается, что изобретателем этого метода был художник Андокид. Техника этого типа очень похожа на чернофигурную. Отличие лишь в том, что фон в этом случае после обжига получался черным, а сам рисунок имел естественный «глиняный» цвет. Основными мотивами краснофигурного декора были мифологические сюжеты, женские образы и интерьеры гончарных мастерских.
Вазопись по белому фону. Такие сосуды предварительно окрашивались белым, а затем на них наносились красные, черные либо разноцветные фигуры. Существовали и другие, несколько менее известные древнегреческие техники украшения посуды. Например, особым образом украшены вазы-гнафии, канозские вазы, чентурипские вазы.

Особенности нанесения изображений

Расписывалась посуда еще до обжига. Готовый сосуд предварительно протирали влажной тряпкой. Далее наносился рисунок. Скорее всего, при этом использовалась кисть. Нанесение рисунка на сосуды по краснофигурной технологии выполнялось, видимо, по заранее подготовленным эскизам. Последние иногда проглядывают через конечное изображение. Такой эскиз, например, можно заметить на амфоре из Клеофрада, украшенной изображением сатира с копьем. Первоначальные наброски наносились на сосуд линиями толщиной примерно в 4 мм. Иногда этот контур проступает и сквозь конечное изображение готовых ваз. На многих древнегреческих чернофигурных и краснофигурных сосудах можно видеть различные надписи. Чаще всего это подписи художников и гончаров, а также надписи-посвящения. На дне некоторых сосудов также имеется клеймо изготовителя.

Основные центры греческой вазописи

Самыми крупными центрами древнегреческого гончарного искусства считаются Афины и Коринф. Широко известны вазы, изготовленные в Лаконии и Беотии. Достаточно распространенным древнегреческий декор были и в Италии, поскольку тут находились греческие колонии. Имитировать греческую роспись итальянские мастера начали приблизительно в VIII в. до н. э. Угасать искусство вазописи в Древней Греции начинает примерно с III века до н. э. Размеры керамических сосудов значительно уменьшаются, роспись становится более примитивной и выполняется уже не так тщательно.