ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
*обязательно для заполнения
eng
+7 495 973 1444
библиотека дизайнера

Фарфор: разновидности и история появления

Фарфор (перс. faghfur) – особый вид керамики, отличающийся повышенной прочностью и непроницаемостью для газов и воды. При несильном ударе деревянной палочкой издает характерный «фарфоровый» чистый звук. В тонком слое, в отличие от более дешевого фаянса, фарфор просвечивается. Изготавливается этот материал путем высокотемпературного обжига смеси, состоящей из глины, каолина, полевого шпата и кварца.

История возникновения

Впервые этот материал появился в Китае приблизительно 11 тыс. лет назад. Интересен тот факт, что в те времена изготовление фарфоровых изделий считалось исключительно женским занятием. Керамическую посуду мастерицы делали предельно простым способом. Замешанная глина просто раскатывалась в не слишком толстую колбаску. Далее ею обвивали по спирали от дна до горлышка особую форму, выполненную либо из керамики, либо из металла. В древности существовала и еще одна технология изготовления керамической посуды. Выяснено это было в результате проведения раскопок на территории провинции Ганьсу. Заключался этот способ в изготовлении из глины небольших плоских кусочков и последующем склеивании их в готовый сосуд. Несколько позднее китайцами был изобретен более удобный механизированный способ изготовления керамической посуды. Инструмент, применявшийся мастерами, сегодня известен, как гончарный круг.

Около тысячи лет назад китайская знать пила чай исключительно из нефритовых чашек, стоивших баснословно дорого. Гончары поставили перед собой задачу изготовления из глины посуды, не уступающей по качеству каменной. После долгих безуспешных попыток подобный материал был сделан. Фарфор благодаря своей большей доступности по цене мог использоваться более широкими слоями населения. Однако подобная посуда, как и в наше время, считалась все-таки элитной. Секрет фарфорового состава заключался в особом компоненте – горной породе, в больших количествах залегавшей в провинции Цзянси. Состоит она в основном из слюды и кварца, и добывается там по сей день. Крупнейший же город этой провинции – Цзиндэчжень –считается в Китае «столицей фарфора».

В 1100 году секреты изготовления этого материала становятся известными корейским мастерам, а в 1500 – и японским. В Европу первые фарфоровые изделия были завезены Марко Поло. Однако секрет их изготовления стал известен лишь в начале XVIII в. благодаря усилиям саксонского химика Иоганна Беттгера. В 1710 г. Мейсене (Саксония) был открыт первый фарфоровый завод. Владельцем его являлся Август Сильный. Для того, чтобы сохранить в тайне секрет изготовления фарфора, этот монарх перевел свои мастерские в глухой замок. Беттгер по доносу был заключен в тюрьму, где и умер. Однако сохранить втайне секрет фарфорового состава саксонскому королю все же не удалось. В 1717 году фабрика по производству изделий из этого материала открывается в Вене. Популярным становится и французский фарфор Севрского завода. Открыты были подобные фабрики и в Венеции. В 1769 году Севрской мануфактурой впервые был выпущен твердый фарфор, в состав которого входил каолин.

Русский фарфор

Первые попытки создания фарфоровых мануфактур в России предпринимались еще при Петре I. По заданию императора агент Юрий Кологривый пытался выведать секрет изготовления этого материала в Мейсене. Однако попытка эта оказалась безуспешной. В 1724 г. Гребенщиковым была основана фаянсовая фабрика. Мастера этой мануфактуры также пытались разгадать секрет фарфора и также безрезультатно. В 1744 г. после того, как Елизавета Петровна пригласила из Вены знаменитого мастера Христиана Конрада Гунгера, была открыта первая фабрика по производству фарфоровых изделий. Однако Гунгер в России не удержался и был с миром отпущен. Что же касается фарфора, то мастерам нового предприятия остался только один путь – выяснять его состав самостоятельно.
 
Еще в 1736 г. по представлению Академии Наук в немецкие земли были посланы Д. И. Виноградов, М. В. Ломоносов и Р. Райзер для изучения химии, металлургии и художественных наук. Именно на Виноградова, получившего в Саксонии звание «бергмейстера», и была возложена задача разработки российского фарфора. Также ему было поручена разработка технологий создания глазури и керамических красок. В результате изысканий была изобретена рецептура русского фарфора, которую, конечно, тут же постарались засекретить. 19 марта 1753 г. было выпущено объявление о приеме заказов от населения на изготовление фарфоровых табакерок. До 1760 г. на фабрике выпускались изделия лишь небольшого размера. Своего же расцвета производство русского фарфора достигло при Екатерине Великой.

Декор современного фарфора

Сегодня для украшения фарфоровых изделий используют всего два вида декора:
рельефный. Налепливается пластичным способом. При этом рельеф может быть выполнен как сразу при отливке формы, так и добавлен к уже готовому изделию;
роспись. Может выполняться как над глазурью, так и под ней. Различают две разновидности фарфора – твердый и мягкий. На твердом материале краски часто выделяются пластически по поверхности глазури. На мягком же фарфоре они обычно с ней сливаются.