ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
*обязательно для заполнения
eng
+7 495 973 1444
библиотека дизайнера

Исламская и арабская архитектура

Арабская культура до образования халифата в VII веке не знала своих каким-либо образом выраженных художественных традиций. Оформление храмов и медресе во многом сложилось в соответствии с традициями культур покоренных в это время государств - Ирана, Ирака, Сирии и Египта. Особое влияние на формирование конструктивных особенностей арабских храмов оказала культура Ирана периода правления Сасанидов (226 – 661 гг.).

Особенности арабского и исламского зодчества до Х века

• Именно из традиций Ирана в арабское зодчество пришла строго центрическая форма мавзолеев и храмов, а также эллиптические купола.
• Наиболее часто используемая форма арки – подковообразная. Обычно этот архитектурный элемент выполнялся из кирпичей.
• Наличие не отделанных снизу деревянных балочных перекрытий, оформленных орнаментами.
• Мечеть делится на две основные части – двор с фонтаном для умываний либо колодцем и собственно саму молельню. Последняя располагается со стороны святой Мекки. Для проповедей из Корана здесь в обязательном порядке оборудуется кафедра, выполненная из дерева или камня. В центре стены, обращенной к Мекке, устраивается михраб – специальная ниша. Двор по периметру украшен колоннадой. В медресе, в отличие от мечети, во дворе располагаются еще и комнаты для семинаристов.
• Снаружи молельня выглядит, как обычное здание прямоугольной формы, дополненное минаретом, с которого мусульман зовут к молитве. Форма минарета может быть цилиндрической или призматической и берет свое начало, по всей видимости, от звонниц.
• Основной особенностью светских зданий можно назвать особую планировку с галереями по периметру здания. Кроме того, очень часто применяется мелкий орнамент.

Особенности арабской архитектуры после развала халифата

В Х веке халифат распадается, и в некоторых районах арабского мира архитектура начинает повторять местные традиции. Прежде всего, это коснулось дворов мечетей. В Иране и Афганистане, например, возвращаются когда-то использовавшиеся здесь купольные сооружения с айванами – специальными арочными порталами. С XIV века начинается активное введение цвета в оформление куполов, минаретов и пиштаков. В основном выполняется небесно-голубая отделка. Применяется инкрустация кусочками мозаики белого, зеленого, черного и синего цветов. Если говорить о светских зданиях, то жилища знати и обычных людей в эту эпоху, конечно, различаются по степени художественности оформления, однако общие моменты практически одинаковы. Основным компонентом мусульманского жилища считается двор, окруженный портиками.

Возле домов богатых людей обычно устраивались сады. Дворов же могло быть несколько. У бедняков, конечно, он был один. Дворцы окружались крепостными стенами. Во дворе обязательно устраивался колодец или фонтан. Что касается самого исламского дома, то он всегда делился на две половины – женскую и мужскую. Стены в нижней части обычно оформлялись орнаментами с преобладаниями голубого и красного цветов с вкраплениями белого и золотистого. При оформлении жилищ обычно применяется резное дерево, алебастр и мрамор. В XI веке для декорирования начинает применяться и поливной метод. Впоследствии глазурованные изразцы получают очень широкое распространение. К наиболее значимым памятникам арабского и исламского зодчества можно отнести Тадж Махал, мечеть Омейядов в Дамаске, Ханега Пир-Хусейна и другие.

Тадж Махал

Тадж Махал – здание архитектуры, типичной для иранской культуры. В XII веке ислам проник центральную и северную часть полуострова Индостан. Традиции мусульманской культуры сохранились здесь на века. Тадж Махал был построен монгольским правителем Шах Джаханом в конце XVII века в честь своей жены. Храм представляет собой прямоугольник размером 580х305 м. В центре располагается живописный сад. В северной части комплекса расположен Мавзолей, увенчанный большим куполом луковичной формы. С западной и восточной стороны к нему примыкают павильоны с минаретами. Фасад выполнен из белого мрамора, изнутри стены облицованы цветным. Все порталы и ниши богато украшены орнаментами арабесками. Стена, ограждающая комплекс сделана из красного песчаника и оформлена четырьмя минаретами. Ворот тоже четыре. Тадж Махал – необыкновенно торжественное и величественное здание. Этот великолепный памятник будет радовать глаз туристов и верующих еще далеко не один век.

Мечеть Омейядов в Дамаске

В арамейскую эпоху на том месте, где сейчас возвышается мечеть Омейядов, стоял храм Хадада, в римскую эпоху – храм Юпитера, а во времена расцвета Византии – христианский храм, в котором хранилась священная реликвия – голова Иоанна Крестителя. Возможно, поэтому, являясь религиозным центром нескольких культур, арабское завоевание Дамаска в 636 г. не нанесло ущерба христианской святыни. Омейядский халиф аль-Валид I ибн-Абдул Малик выкупил церковь у христиан и разрушил ее. В период с 706 по 715 гг. там и была построена мечеть, в возведении которой участвовали лучшие мастера из Греции, Рима, Константинополя и стран Востока. К этому времени Дамаск развил свое влияние в восточном регионе и стал столицей Омейядского халифата.

Мечеть Омейядов является чуть ли не самой крупной и древнейшей культовой мусульманской постройкой. Внутренний двор прямоугольной формы обрамлен колоннадой длиной 125 и шириной 50 метров. С трех сторон двор окружен сводчатой галереей, а в четвертой находится молельный зал. Фасад внутреннего двора и колонны облицованы цветным мрамором, выложены мозаикой и покрыты позолотой. Мозаики были долгое время скрыты под штукатуркой, их очистили только в 1927 г. Интерьер мечети очень богат и величественен: стены инкрустированы мрамором, на полу более 5 тысяч ковров искусной работы. Трехсводный молитвенный зал поражает глубиной и монументальностью, он более 130 м в длину, гигантский купол украшен росписями и мозаикой. Минареты сохранились со времен постройки мечети, но были реставрированы в 1340 и 1488 гг. Она много раз горела, последняя реставрация проходила в конце XIX в.