ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
*обязательно для заполнения
eng
+7 495 973 1444
библиотека дизайнера

Буквица

Буквица – первая буква в тексте книги, отличающаяся большими размерами. Над основным блоком этот символ не выступает, но при этом его базовая линия на одну или несколько строк ниже базовой линии текста, с которым буквица составляет единое целое, исполняя роль своеобразного украшения. Основное ее назначение – привлекать читателя к началу текста.

В декорировании буквицы применяются разного рода орнаменты, чаще всего растительные. Они могут быть как черно-белыми, так и цветными. При использовании оформления полей буквица и полоса орнамента обычно выполняются в едином стиле и дополняют друг друга. В отдельных случаях этот символ утоплен в блок в качестве полноценной картинки с обтекаемым текстом. Помимо орнамента, буквица часто украшается и полноценными гравюрами. При этом символьное значение рисунка имеет прямое отношение к информационной составляющей самого текста. Иногда картинка используется и просто как предмет декора, призванный привлекать взгляд возможного читателя.

История появления

В истории письменности можно выделить четыре основных вида письма:

• картинное (пиктографическое) – наскальные рисунки;
• иероглифическое (идеографическое) – письмо, возникшее практически одновременно с развитием торговых отношений;
• слоговое – вид письма, который применялся в основном в странах Азии (Индия, Япония) одновременно с китайским иероглифическим;
• фонематическое (буквенно-звуковое) – передающее фонематический состав языка. Используется в большинстве современных стран, в том числе и в России.

С историей письма буквица связана самым тесным образом. Еще пещерные люди для передачи информации использовали изображения-символы, нанесенные на поверхность каменных стен своих жилищ. Первые буквы, по мнению современных палеографов, изобрели финикийцы. Далее этот способ представления информации был заимствован у них греками, создавшими алфавит, который, собственно, и дал начало латинской и славянской письменности.

На Руси возникновение азбуки относят к IX веку. С принятием христианства наши предки получили два алфавита – глаголицу и кириллицу. Какая из этих двух азбук возникла раньше, не выяснено до сих пор. Однако наибольшее распространение получает кириллица. Буквицу используют в качестве украшения практически с самого начала развития письменности. Ее можно видеть в текстах берестяных и пергаментных грамот, а также рукописных книг X-XI вв. Древние мастера искусно украшали этот символ красками, выполненными из порошка самоцветных камней. Каждый рисунок оригинален и никогда не повторяется. Чаще всего для оформления буквицы, которая проставляется в начале абзаца, используется красная краска (отсюда и современное название «красная строка»).

Древнерусские рукописные книги представляют собой настоящие произведения искусства. Обложка изготавливается мастерами из атласа, бархата или доски ценной породы дерева и дополнялась металлическими уголками и бляшками. Сам текст выполнялся в гармоничной цветовой гамме каллиграфически идеально. Немаловажное значение в оформлении придается книгописцами и декорированию буквицы. Даже тогда, когда книги начинают выполняться с использованием литер, буквицу еще долгое время продолжают выписывать от руки. Самым древним считается так называемый старовизантийский стиль оформления заглавной буквы. Основной его отличительной особенностью является сочетание простейших геометрических фигур с растительным орнаментом.

Начиная с XII века, все чаще используется "чудовищный" стиль оформления. При этом четкие контуры буквы совершенно отсутствуют. В декорировании символа часто используются бытовые мотивы. В последующем (приблизительно со второй половины XV столетия) буквица на длительное время становится политипажной, то есть наносится на бумагу посредством типовых клише, предназначенных для большого количества изданий. В это время раннего развития печатного искусства первый символ, как и остальные элементы оформления страниц, выполняется в основном в черно-белом виде.

В эпоху Ренессанса инициал и, в частности, буквица переживают свой новый расцвет. В Европе этого вида графикой увлекаются такие знаменитые мастера, как Урс Граф, Тори, Жан ле Ройе, Ганс Гольбейн младший и многие другие. С XVI века большое распространение получает инициал, заключенный в рамку (вензель). На Руси в это время активно используется старопечатный орнамент, в котором трава и листья заполняют все поле, а также применяется штриховка, позволяющая сделать букву максимально объемной. В XVII веке в оформлении этого символа используются господствующие в то время стили – ампир, рококо, барокко. Примерно в этом виде древние буквицы дошли и до наших дней.

Сегодня для оформления первого символа зачастую используется шрифт заголовка. Проставляют буквицу либо только в начале текста, либо в каждой его части. По высоте она может занимать 4 – 5 строк. Выполнение этого символа и сегодня считается настоящим искусством. Прежде всего, она должна выглядеть интересно, смело и ярко.