ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
*обязательно для заполнения
eng
+7 495 973 1444
библиотека дизайнера

Орнаменты барокко

Барокко (итал. barocco – «излишество») – стиль, зародившийся в Италии и необыкновенно популярный в странах Европы в XVI – XVIII веках. Основным его чертами являются торжественность, помпезность и динамика.

Характерные признаки стиля барокко:
• взаимное пересечение геометрических форм, усложненность пространств;
• преобладание криволинейных сложных форм;
• широкое использование цветовых контрастов;
• чередование выпуклых и вогнутых плоскостей.

Для стиля барокко характерна, прежде всего, показная, а зачастую даже и утрированная роскошь. Однако при этом такая важная черта классицизма, которому данный стиль пришел на смену, как симметрия в нем сохранилась неизменной. Барокко свойственен необыкновенный размах, текучесть сложных форм и слитность. И вместе с тем в этом стиле очень приветствуется все удивительное, необычное и оригинальное.

Основные мотивы орнаментов эпохи барокко

Барочный орнамент многое связывает с позднеренессансным. По-прежнему актуальным остается аканфовый завиток, который обычно переходит в катуш. Основным языком орнамента барокко является аллегория. Однако при этом в нем появляются и зачатки реалистичности. Так, к примеру, в одной и той же композиции в охоте могут принимать участие охотники, собаки и одновременно купидоны и богини. Причем все эта сценка покрыта причудливыми завитками аканфа, символизирующего густую траву. Барочные орнаменты активно вторгаются в композицию самого предмета, то есть являются частью реального пространства.

Зачастую этот декор настолько активен, что затмевает само содержание. Например, на известном гобелене Рафаэля, выполненном по картону «Чудесный улов», даже евангельский сюжет отодвинут на второй план чрезвычайно вычурным, бросающимся в глаза бордюром. Еще одной характерной особенностью орнамента барокко является живописность трактовки. При этом некоторая неправильность симметрии только подчеркивает реалистичность форм и их явную рукотворность. В орнаменте барокко продолжены популярные в классицизме темы раковины, медальона и картуша. На этот раз раковина приобретает веерообразный либо гвоздичный вид. Также этот элемент может ассоциироваться с королевской лилией.

Орнамент барокко очень часто дополняется вытянутыми длинными соединительными линиями. Они могут иметь как лекальные, плавные изгибы, так и прямые, четкие углы. Этот элемент необходим в композиции для того, чтобы придать ей определенность. Иногда этот мотив трансформируется в простые геометрические членения. В этом случае в декоре барокко очень ярко проявляются классические традиции. Отличительной чертой барочного орнамента является выразительность и разнообразие. В том случае, если в нем не присутствуют мотивы классицизма – это настоящая вакханалия, стремящаяся вырваться и сеток раппорта. Широко используются элементы, повторяющие элементы античных греческих и римских орнаментов. Очень охотно применяются и получеловеческие-полузвериные силуэты. Часто мастера применяют такое украшение, как тяжелые связки плодов и листьев.

Во второй половине XVII века орнамент становится строго симметричным. Для этого периода характерно подражание разного рода архитектурным элементам. В декоре позднего барокко часто можно встретить колонны, консоли, балюстрады. Орнамент этого периода поистине роскошный, величественный и несколько грузный. Катуши и раковины дополняются торшерами, жертвенниками, вазами с цветами, драконами. Очень примечательны орнаментальные композиции Жана Берена (1679-1700). В своем искусстве этот замечательный художник опирается на орнаментику французского Возрождения. В его декорах часто можно видеть гротески, выполненные на основе работ XVI века. Художник развивает тему центральной фигуры в орнаментальном обрамлении.

{galereia:Орнамент и эпоха - Барокко}       

Орнамент барокко в русской архитектуре

Барочный орнамент в России использовался довольно широко. Примером может служить оформление дворцов архитектора Бартоломео Растрелли, выстроенных им в Петергофе, Царском Селе и Петербурге. В этих интерьерах повсюду свет, изобилие лепнины, ярких цветов, узора в декоре. Периодически в качестве мотива орнамента используется раковина, картуши, растительные завитки, купидончики. Орнаменты позднего барокко можно считать гордостью отечественной архитектуры. Если в начале XVII столетия в российском декоре еще и преобладали ясность и четкость рисунка, то в дальнейшем они сменились узорчатостью. При этом орнамент не оставлял на предмете ни малейшего свободного места. Растительные же мотивы постепенно теряют свою схематичность, становясь более реалистичными. В начальные годы XVIII века в декоре зачастую можно видеть такие элементы, как ягоды и плоды. Русский орнамент барокко примечателен тем, что декор сохранил национальные особенности. Впрочем, это характерно для барочных узоров всех европейских стран, среди которых лидирующее и достойнейшее положение занимает Франция.