ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
*обязательно для заполнения
eng
+7 495 973 1444
библиотека дизайнера

Лубок как разновидность эстампа

Лубок – народная картинка, отличающаяся простотой исполнения, разновидность печатной графики. Как правило, исполняется мастерами-ремесленниками и представляет собой предмет народного творчества. Иногда лубком называют и профессиональные графические изображения, в сюжете которых присутствуют фольклорные элементы.

История и развитие

Впервые лубочная графика появилась в Китае и выполнялась в основном от руки (до VIII века). Изначально печати делали деревянными штампами. В Европе лубки начали выполняться лишь с V века. Они так же изготавливаются в технике ксилографии (посредством деревянной печати). Позже в V–VII веках такие картинки начинают печатать посредством медных штампов (офорт). В XIX веке признание получает литография (печать с использованием камня). Развитие европейского лубка тесно связано с религиозной христианской агитацией. Церковь широко использует эту разновидность графики для печати иконок, которые широко распространялись среди простого неграмотного населения и носили нравоучительный характер. Позднее они начали широко использоваться как агитационно-публицистическое оружие. К примеру, очень часто такой вид агиток применялся во времена Крестьянской войны 1524-26 гг. Используют их и во времена Великой Французской революции 1789-94 гг.

История русского лубка

В России лубочная печать впервые появляется в XVII веке. Выполняется она методом обрезной ксилографии. По содержанию картинки практически полностью повторяют европейскую гравюру и направлены, прежде всего, на просвещение простолюдинов. Как и Европе, первые русские лубки носят по большей мере религиозный характер. Сюжеты в основном заимствованы из церковной иконописи. Отдельные лубки являются копиями отечественных миниатюр. С XVIII века произведения лубочной графики уже по большей мере имеют светские сюжеты. Очень большой популярностью у крестьян в это время пользуются портреты русских царей. В лубочных картинках этого времени отражена как собственно бытовая жизнь разных слоев населения, так и события мирового масштаба ("Извержение Везувия в 1766 году", "Взятие Очакова"). Петр I в 1723 г. вводит запрет на изображение лиц царской фамилии.

С начала XVIII века мастерами выполняются настоящие лубочные книги, богато иллюстрированные. Впоследствии иллюстрация сохраняется только на обложке. Лубочные книги могли представлять собой сонники, былины, рыцарские романы. Большое распространение получают сказки ("Бова Королевич", "О Еруслане Лазаревиче"). Очень большим спросом в это время пользуются лубочные книги исторического содержания: "Ермак, покоривший Сибирь", "Шут Балакирев" и другие. Самой первой русской книгой, напечатанной в технике лубка, считается "Жизнеописание славного баснотворца Эзопа" (1712 г.). Выполняли эти книги, как правило, не художники, а народные мастера-умельцы. Авторство и тираж, к сожалению, при этом не указывались.

Со второй половины XVIII века, как и в Европе, ксилографию заменяет офорт (печать с использованием медных пластин). В XIX веке пришедшая с запада литография делает оттиски лубочной графики намного дешевле. При этом изменяется и метод окрашивания рисунков. На смену ручной технике приходит более грубое и бедное количеством красок потоковое производство. Меняется и направленность этого вида полиграфического искусства. Если в XVII веке мастера изготавливали книги, направленные на все слои русского общества, то новая полиграфическая лубочная продукция предназначается единственно для городского населения. В это же время возникают и фабрики по выпуску лубка. Наиболее известными династиями предпринимателей, занимавшихся изготовлением лубочных книг, можно назвать Лаврентьевых и Логиновых. В Москве подобные книги издают так же Г. Чуксин, А. Стрельцов и др. Самые известные печатники Петербурга того времени – А. Касаткин и А. Холмушин.

Выпуском лубочных книг, направленных на просвещение населения, занимаются, помимо прочего, и так называемые комитеты грамотности "Посредник" (созданный в 1884 г.), "Общественная польза" (1859). В конце XIX века этот вид полиграфического производства практически полностью переходит в руки одного фабриканта – Ивана Сытина. Этот предприниматель раньше других начал изготавливать лубки на станках. При этом его же стараниями значительно улучшается качество книг. К примеру, используется метод хромолитографии в целых 5 или 7 красок. По сравнению с предыдущими двумя – тремя это на самом деле было большим достижением. Особую роль лубок сыграл в годы революции. В это время он используется в основном как средство пропаганды. Такие книжки и картинки издавались вплоть до 30-х годов прошлого века. Множество лубочных плакатов создал художник А. Е. Куликов ("Внимая ужасам войны", "Крещение революцией" и др.). Сегодня лубочные изделия представляют собой в основном особый вид полиграфического антиквариата. Основной справочник по русскому лубочному искусству был написан Д. А. Ровинским. Издан он был в 1881 году под названием "Русские народные картинки".