
eng
+7 495 973 1444
+7 495 973 1444
Фонтан на крыше пентхауса. Мозаичные ковры












Когда говорят о мозаике, или предполагают проект изготовления мозаичного панно, обычно встает вопрос о взаимодействии его с интерьером, однако, в нашей практике встречались довольно сложные проекты, в которых не было интерьера, а приходилось создавать гармоничное равновесие мозаики с архитектурой целого здания, района, и, что самое необычное, окружающей природы, учитывая смену времен года. Пример такого проекта – изготовленная нами мозаика для фонтана на крыше пентхауса одного из московских домов. Понимая всю сложность и ответственность взятой нами работы, мы выполнили этот сложный и необычный объект.
Фонтан находится в центре исторической части Москвы и был задуман как необычный арт-объект, с одной стороны выделяющийся над окружающим пейзажем, с другой – органично в него вписывающийся. Он представляет собой каркасную конструкцию из люксэлемента, скрывающую вентиляционный короб. Поверхность конструкции обернута мозаичным панно, изображающим старый ковер с распущенными по краям нитями. С четырех сторон фонтана уложены ковры из мозаики. Повторяя рельеф поверхности внешних стен, крышка, прикрывающая вентиляционный короб, также облицована мозаикой. Под рельефным ковром внутри фонтана установлены пенные форсунки, скрывающие несущие элементы конструкции, для создания иллюзии лежащего на воде ковра. В качестве основной художественной темы для мозаики были использованы орнаменты дагестанских ковров. Тонкий игривый рисунок линий ковра контрастирует с простой ровной фоновой мозаикой, подчеркивая ее уникальность и значимость.
В разработке идеи конструкции нами был реализован замысел цвето-тонового единства с архитектурой дома и окружающих строений. Поверхность крыши, выложенная светлой плиткой, тонально соответствует общему цветовому решению дома и окружающей архитектуры. Постепенно в колористической гамме фонтана усиливается звучание темно-коричневого и золотистого цветов, призванных немного сгладить впечатление от полихромности узоров, имитирующих поверхность дагестанского ковра. В мозаике на центральной части конструкции сильнее звучат темно-красный и золотисто-коричневый тона, создающие яркое месиво цветов, подобное пестроте осенних листьев на мостовой перед домом. Создавая иллюзию бегущей воды, плавным волнообразным движением стекают четыре полотна ковра по разные стороны основной конструкции фонтана, придавая ощущение плавности и естественности, и в то же время продуманность ритма снижает буйство красок и пестроту. Пестрота рисунка постепенно снижается от центральной части фонтана, напоминая потоки воды, бьющие струей в центральной части фонтана и стекающие отдельными потоками и брызгами по краям. Фонтан удивительно гармонирует с фоном осеннего неба, тонально повторяя листву на деревьях, а при вечернем освещении улиц он становится органической частью самого вечера: дробятся в его частичках мозаики искорки, отраженного света фонарей, стекают по полотнищам ковров, создавая ощущение струящейся воды. Использованные нами цветовые переходы при создании мозаики, повторяют все вариации ночного московского неба при свете фонарей, они дополняют и вторят краскам вечера и ночи.
Дневной свет дает уже не буйство красок и эффект движения цветов по поверхности фонтана, а свободные блики, ложащиеся на окружающие предметы. Фонтан, словно оживающий при ночном освещении, затихает при утреннем свете, становится нейтральным по отношению к пейзажу, теряя свою мистичность, он становится днем просто оригинальным конструктивным элементом архитектурного облика дома, и только следующей ночью, словно по волшебству, оживет, расцветет чудесным костром красок; оживет мозаика, наполнится блеском и движением, рассыплется сотнями бликов по крыше дома.
фонтан из мозаике на крыше, рельефный ковёр из мозаики
Когда говорят о мозаике, или предполагают проект изготовления мозаичного панно, обычно встает вопрос о взаимодействии его с интерьером, однако, в нашей практике встречались довольно сложные проекты, в которых не было интерьера, а приходилось создавать гармоничное равновесие мозаики с архитектурой целого здания, района, и, что самое необычное, окружающей природы, учитывая смену времен года. Пример такого проекта – изготовленная нами мозаика для фонтана на крыше пентхауса одного из московских домов. Понимая всю сложность и ответственность взятой нами работы, мы выполнили этот сложный и необычный объект.
Фонтан находится в центре исторической части Москвы и был задуман как необычный арт-объект, с одной стороны выделяющийся над окружающим пейзажем, с другой – органично в него вписывающийся. Он представляет собой каркасную конструкцию из люксэлемента, скрывающую вентиляционный короб. Поверхность конструкции обернута мозаичным панно, изображающим старый ковер с распущенными по краям нитями. С четырех сторон фонтана уложены ковры из мозаики. Повторяя рельеф поверхности внешних стен, крышка, прикрывающая вентиляционный короб, также облицована мозаикой. Под рельефным ковром внутри фонтана установлены пенные форсунки, скрывающие несущие элементы конструкции, для создания иллюзии лежащего на воде ковра. В качестве основной художественной темы для мозаики были использованы орнаменты дагестанских ковров. Тонкий игривый рисунок линий ковра контрастирует с простой ровной фоновой мозаикой, подчеркивая ее уникальность и значимость.
В разработке идеи конструкции нами был реализован замысел цвето-тонового единства с архитектурой дома и окружающих строений. Поверхность крыши, выложенная светлой плиткой, тонально соответствует общему цветовому решению дома и окружающей архитектуры. Постепенно в колористической гамме фонтана усиливается звучание темно-коричневого и золотистого цветов, призванных немного сгладить впечатление от полихромности узоров, имитирующих поверхность дагестанского ковра. В мозаике на центральной части конструкции сильнее звучат темно-красный и золотисто-коричневый тона, создающие яркое месиво цветов, подобное пестроте осенних листьев на мостовой перед домом. Создавая иллюзию бегущей воды, плавным волнообразным движением стекают четыре полотна ковра по разные стороны основной конструкции фонтана, придавая ощущение плавности и естественности, и в то же время продуманность ритма снижает буйство красок и пестроту. Пестрота рисунка постепенно снижается от центральной части фонтана, напоминая потоки воды, бьющие струей в центральной части фонтана и стекающие отдельными потоками и брызгами по краям. Фонтан удивительно гармонирует с фоном осеннего неба, тонально повторяя листву на деревьях, а при вечернем освещении улиц он становится органической частью самого вечера: дробятся в его частичках мозаики искорки, отраженного света фонарей, стекают по полотнищам ковров, создавая ощущение струящейся воды. Использованные нами цветовые переходы при создании мозаики, повторяют все вариации ночного московского неба при свете фонарей, они дополняют и вторят краскам вечера и ночи.
Дневной свет дает уже не буйство красок и эффект движения цветов по поверхности фонтана, а свободные блики, ложащиеся на окружающие предметы. Фонтан, словно оживающий при ночном освещении, затихает при утреннем свете, становится нейтральным по отношению к пейзажу, теряя свою мистичность, он становится днем просто оригинальным конструктивным элементом архитектурного облика дома, и только следующей ночью, словно по волшебству, оживет, расцветет чудесным костром красок; оживет мозаика, наполнится блеском и движением, рассыплется сотнями бликов по крыше дома.
фонтан из мозаике на крыше, рельефный ковёр из мозаики
При более детальном рассмотрении скамьи, облицованной мозаикой, можно увидеть своеобразие рисунка ковра, в котором использован восточный орнамент. Использование чистых цветов преимущественно в золотисто-коричневой и красновато-охристой гамме дает своеобразную пестроту и легкость рисунка, и в то же время включенные элементы чистых цветов красного и голубого создают смысловые группы рисунка ковра, вызывающие желание у зрителя «прочитать» его как древние письмена, увидеть зашифрованную в его поверхности легенду или чудесную историю. Введение элементов геометрической окантовки рисунка усиливает впечатление волнообразности, текучести, создавая иллюзию струения воды, с одной стороны, с другой – небрежно накинутого ковра на скамью. Волнообразность мозаики и теплые тона словно приглашают путника присесть на скамью, заранее покрытую драгоценным ковром для дорогого гостя добрым хозяином дома.
скамьи, облицованные мозаикой золотой у фонтана
При слабом вечернем освещении можно увидеть, как меняется освещенность фонтана, приспосабливаясь под окружающий пейзаж, она темнеет сверху, вторя сероватому небу, переливается тепловатыми красно-коричневыми красками с золотыми вкраплениями, словно подражая золоту куполов соседней церкви и ее яркому освещению и снова темнеет, приближаясь к основанию. Здесь же можно увидеть стекание света по поверхности фонтана, подобно тому, как по бесчисленным элементам мозаики струится свет от навершия к основанию, волнами сбегая по четырем полотнищам ковров и затухая, теряясь в освещении цоколя. Можно также легко заметить, как мозаика приспосабливается к окружающему пейзажу: она темнее там, где темнее окружающие здания, светлее там, где больше света. Зритель, стоящий на крыше, будет очарован мистическим действом, разыгрываемым перед ним ожившим в вечернее время мозаичным фонтаном.
поверхность фонтана покрыта мозаикой золотой и коричневой гаммой
При дневном свете красочная феерия фонтана стихает, он словно засыпает, чтобы проснуться к вечеру. Можно увидеть, как краски мозаики на фонтане словно блекнут, приспосабливаясь к дневному свету, они словно накапливают свет, чтобы излить его под вечер струями, стекающими на скамьи, богато драпированные коврами. Заметно также, что доминантой в окружающем архитектурном пейзаже выступает здание церкви, выдержанное в охристо-бежевых тонах. При дневном освещении мозаика фонтана вторит этой цветовой гамме, создавая единство столь непохожих произведений, из разных эпох, временных и культурных.
мозаика фонтана при дневном освещении
На фрагменте скамьи, выполненной с использованием смальты Sicis, видно преобладание геометрического орнамента в окантовке и основном рисунке, эта геометричность соответствует геометрии архитектуры, а также структурирует цветовую палитру, которая при вечернем свете создает смешение красок от красно-коричневых до золотистых. Геометричность и продуманность орнамента на скамье фонтана не дает разрушить целостность образа, которой противостоит волнообразность, заданная ритмом сочетания мозаичных пятен. Сочетание геометричности в мозаичной отделке и ее иллюзорной хаотичности, создающей впечатление струящейся и свободно падающей воды, стихии, которой чужда продуманность – особая находка наших дизайнеров и художников, которые сумели воплотить в форме объединение хаоса и гармонии, волнообразного ритма и линейности.
геометрический узор на ковре фонтана из мозаики
Внутри чаши фонтана также использован восточный орнамент. Если на обрамлении скамьи использован мотив волнообразного движения, то внутри чаши нами использован мотив практически строгой геометрии, это обусловлено физическими свойствами движения воды, бьющей из центра струей, волнами стекающей из чаши, но спокойно, практически неподвижно, стоящей в самой чаше. Для усиления зрительного эффекта внутри чаши преобладают золотые тона, создающие подсветку основания фонтана только с помощью выбранной цветовой гаммы. Отраженный от ночного московского неба свет, падающий в чашу, заставляет мозаику вторично отражать его на саму поверхность фонтана, создавая непередаваемую игру многократно отраженных бликов, а более темная окантовка усиливает зрительно глубину чаши. В перепадах золотого и темного в окантовке таится иллюзия глубины и наполненности чаши водой.
чаша фонтана с восточным орнаментом из мозаики
На фрагментах мозаики видно, какое смешение цветов дают мозаичные пятна, особую яркость, при ближайшем рассмотрении напоминающую бессистемное смешение цветов. В этом заключается особый эффект мозаики, напоминающий эффекты пуантилизма, когда полотно обретает свой рисунок при рассмотрении только на удалении. Это смешение также дает особый эффект приспособления к окружающему пространству, именно он дает богатство эффектов освещения и соответствие окружающей архитектуре и пейзажу.
фрагменты мозаики с мозаичного ковра фонтана
Такое же смешение мозаичных пятен в чаше фонтана имитирует плетение нитей ковра; расположенные в последовательности мозаичные плитки создают иллюзию настоящего коврового покрытия. При ближайшем рассмотрении плитки напоминают плетение нитей, при более удаленном – обретают рисунок и целостность, полностью повторяя рисунки ковровых покрытий.
смешение мозаичных пятен в чаше фонтана
Навершие фонтана, имеющее плавные линии, вторит линиям неба, которым чужда геометричность, а цветовое сочетание золотого, охристо-красного, коричневатых тонов, рассыпанных по поверхности мозаичной облицовки, удивительно гармонирует с фоном вечернего московского неба, подсвеченного светом уличных фонарей. Именно подобное цветовое решение создает гармоничную включенность в пейзаж и особую приспособляемость к различным типам освещения.
Навершие фонтана, из мозаичного узора
При разработке конструкции фонтана и его цветового решения приходилось учитывать не только вкусы заказчика, но и просчитать все варианты освещения этого оригинального объекта. На фото хорошо видно, как мозаика фонтана вбирает боковое освещение, которое льется со стороны храма, оснащенного подсветкой. Желтоватые блики впитываются золотыми мозаичными пятнами и отражаются ими, а более темными поглощаются полностью, в результате этого возникает искрение мозаичных фрагментов, напоминающее искорки, отблескивающие на поверхности струящейся воды. Оттенки золотой смальты при малом освещении выделяют рисунок ковра, без них не было бы цельного рисунка, он был бы скучным и едва заметным, золотые тона выступают при малом освещении также в качестве контурных линий. При вечернем освещении красновато-коричневые тона становятся доминантой в архитектурных строениях данного уголка Москвы, что и было учтено нашими художниками, и мозаичная облицовка фонтана удивительно точно гармонирует с окружающим пейзажем вечернего города.
мозаичная облицовка фонтана
При этом же слабом вечернем свете можно заметить, как хаотическое сплетение мозаичных пятен, имитирующее плетение ковра, отделено от чаши геометрически правильным и прямолинейным кантом, выдержанным в более строгом рисунке, который позволяет сделать переход к такому же смешению красок в чаше фонтана. Кант является структурным разделителем смысловых частей фонтана и создает впечатление цельности и монументальности конструкции. Окантовка подножия фонтана служит также цели структурирования и замедления движения красок на мозаике фонтана, стремительное вертикальное движение цвета, подобное падению воды с высоты, на мгновение замедляется у подножия, а затем продолжает более спокойное волнообразное движение внутри чаши и на полотнищах «ковров» на скамьях фонтана.
Удивительно тонко и точно по тону и колориту гармонируют нити ковра с урбанистическим пейзажем, точно вписываясь не только в окружающий пейзаж, но и в более отдаленный. Блеск золотых куполов церквей на горизонте, красные сигнальные огоньки - отражаются в мозаичных смальтах, создавая единство мозаичной облицовки и урбанистического пейзажа.
В этом оригинальном объекте нашим художникам и мастерам удалось решить очень сложную задачу включения оригинального объекта в окружающий пейзаж. Но самое главное, здесь мы можем увидеть, как мозаика впитывает цвета, а потом отдает их струением света по поверхности фонтана, создавая магию света и цветовое единство, при этом сохраняя рисунок ковра с восточным рисунком.
мозаичные смальты, единство мозаичной облицовки и урбанистического пейзажа.
Год создания:
2008
Место расположения:
Москва
Габаритные размеры (ДхШхВ):
5500 х 5500 х 4600 мм.
Площадь мозаичных панно:
23 м2
Архитекторы:
Дмитрий Алексеев, Алексей Иванов
Художник:
Светлана Галаган
Фонтан на крыше пентхауса. Мозаичные ковры