
eng
+7 495 973 1444
+7 495 973 1444
Мозаичное панно из художественного стекла и смальты Orsoni "Журавли"












Мозаичное панно «Журавли», выполненное нами для интерьера московской квартиры характеризуется изяществом, поэтичностью и стилизацией. Изображения журавлей встречаются во многих культурах, они завораживают своей природной красотой, изяществом, выступают частью символического ряда, они зафиксированы в ряде мифологических систем, например, китайской, японской, североамериканской индейской.
Мотив журавлей, использованный в нашей мозаике, восходит тематически и композиционно к китайской или японской традиции, где он получил наибольшее развитие. Журавли на Востоке считаются признаком долголетия, совместно с ними в живописи традиционно используются изображения воды, бамбука, гор, цветов. Нами для мозаичного панно в качестве фонового взят мотив струящейся воды, выступающий символом текущего времени.
Композиционное решение панно «Журавли» и просто и сложно одновременно, как и все, что связано с восточными культурами. Центральные образы панно – образы трех журавлей, расположены в очень интересных ракурсах: к стоящим слева двум журавлям подходит третий, словно прерывая их беседу и здороваясь с ними. Это чисто человеческое поведение птиц подчеркивается ракурсами их голов с длинными клювами. Из двух, стоящих слева журавлей, один смотрит прямо на подходящего, а второй чуть застенчиво опустил голову. Эта интересная находка художника позволяет создать впечатление, что прямо смотрящий журавль ассоциируется с образом мужчины, а опустивший взгляд – с женщиной. Подходящий справа журавль словно хочет кивнуть или поздороваться со своими собратьями. Важную роль в понимании смысла композиции играют заостренные клювы журавлей, которые являются основным выразителем смысла движения фигур. Относительно позы журавлей нельзя применить слова, связанные с движением, поскольку их фигуры статичны, однако, пространственное расположение фигур на разных уровнях и динамика голов полностью создают иллюзию движения. Причем, в фигуре «подходящего» справа журавля чувствуется большая динамика движения, некий порыв, чем у левой группы, которая более статична. Придание элементов человеческого поведения журавлям делает символ долголетия еще более глубоким, прямо соотносящимся с людьми.
Как символичны фигуры журавлей, так символичен и фон: вертикальное расположение достаточно крупных мозаичных плиток пастельных тонов с преобладанием бежевых, молочных и перламутровых цветов, в которые введены несколько оттенков бледно зеленого, позволяет сделать вывод о наличии стилизованного бамбукового леса. Художником специально не введено точное изображение бамбука на заднем плане. Это бы вызвало перегрузку мозаичного панно, уничтожило бы сюжет своей пестротой. Вместо этого – легкая фоновая стилизация, еле заметная, но, тем не менее, прочитываемая.
Завершает компоновку композиционного единства панно – диагональ реки, вьющаяся из левого верхнего угла до правого нижнего. В целом, композиция основана на вертикальных ритмах: вертикали мозаичных плиток фона, прямо стоящих журавлях, а добавление реки, в которой отсутствует геометричность, и обладающей основным мотивом волнообразного движения, снижает общую жесткость в трактовке композиции. Мотив реки достаточно традиционен для китайской живописи, он является неотъемлемой ее частью. Следует обратить внимание, что диагональ реки – не прямая, что создает дополнительные смысловые оттенки и разнообразие композиционного решения. Непрерывный поток воды в центре панно разрывается, словно уходит за край рамы, а потом появляется снова, чтобы снова скрыться уже ближе к правому краю рамы, и в конце появиться под изображением птиц. Такое решение создает впечатление непрерывной ленты реки, уходящей за раму панно и визуально раздвигающее границы изображения и прокладывающее мостик к интерьеру. Текущая река, словно лентой огибает журавлей и теряется где-то в интерьере комнаты.
Включение такого панно в интерьер потребовало определенного согласования элементов, вступающих во взаимодействие с нашей мозаикой. Панно в общем виде образует очень красочную и яркую картину, для перехода к интерьеру, заключенное в раму темного дерева цвета венге. Основной же фон интерьера выполнен в гамме более светлых коричневых тонов. Идентичны цвету рамы отдельные элементы интерьера. Мотив струящейся воды повторен волнами на внутренней структуре поверхности полированного дерева интерьера: волны реки с панно словно уходят в интерьер, повторяясь в бесчисленных завиткам древесной текстуры. «Бамбуковый» мотив фона с его прямолинейными вертикальными линиями условно повторен в рельефно выступающем рисунке белоснежных панелей, примыкающих к мозаичному панно.
мозаичное панно в интерьере Журавли
Мозаичное панно «Журавли», выполненное нами для интерьера московской квартиры характеризуется изяществом, поэтичностью и стилизацией. Изображения журавлей встречаются во многих культурах, они завораживают своей природной красотой, изяществом, выступают частью символического ряда, они зафиксированы в ряде мифологических систем, например, китайской, японской, североамериканской индейской.
Мотив журавлей, использованный в нашей мозаике, восходит тематически и композиционно к китайской или японской традиции, где он получил наибольшее развитие. Журавли на Востоке считаются признаком долголетия, совместно с ними в живописи традиционно используются изображения воды, бамбука, гор, цветов. Нами для мозаичного панно в качестве фонового взят мотив струящейся воды, выступающий символом текущего времени.
Композиционное решение панно «Журавли» и просто и сложно одновременно, как и все, что связано с восточными культурами. Центральные образы панно – образы трех журавлей, расположены в очень интересных ракурсах: к стоящим слева двум журавлям подходит третий, словно прерывая их беседу и здороваясь с ними. Это чисто человеческое поведение птиц подчеркивается ракурсами их голов с длинными клювами. Из двух, стоящих слева журавлей, один смотрит прямо на подходящего, а второй чуть застенчиво опустил голову. Эта интересная находка художника позволяет создать впечатление, что прямо смотрящий журавль ассоциируется с образом мужчины, а опустивший взгляд – с женщиной. Подходящий справа журавль словно хочет кивнуть или поздороваться со своими собратьями. Важную роль в понимании смысла композиции играют заостренные клювы журавлей, которые являются основным выразителем смысла движения фигур. Относительно позы журавлей нельзя применить слова, связанные с движением, поскольку их фигуры статичны, однако, пространственное расположение фигур на разных уровнях и динамика голов полностью создают иллюзию движения. Причем, в фигуре «подходящего» справа журавля чувствуется большая динамика движения, некий порыв, чем у левой группы, которая более статична. Придание элементов человеческого поведения журавлям делает символ долголетия еще более глубоким, прямо соотносящимся с людьми.
Как символичны фигуры журавлей, так символичен и фон: вертикальное расположение достаточно крупных мозаичных плиток пастельных тонов с преобладанием бежевых, молочных и перламутровых цветов, в которые введены несколько оттенков бледно зеленого, позволяет сделать вывод о наличии стилизованного бамбукового леса. Художником специально не введено точное изображение бамбука на заднем плане. Это бы вызвало перегрузку мозаичного панно, уничтожило бы сюжет своей пестротой. Вместо этого – легкая фоновая стилизация, еле заметная, но, тем не менее, прочитываемая.
Завершает компоновку композиционного единства панно – диагональ реки, вьющаяся из левого верхнего угла до правого нижнего. В целом, композиция основана на вертикальных ритмах: вертикали мозаичных плиток фона, прямо стоящих журавлях, а добавление реки, в которой отсутствует геометричность, и обладающей основным мотивом волнообразного движения, снижает общую жесткость в трактовке композиции. Мотив реки достаточно традиционен для китайской живописи, он является неотъемлемой ее частью. Следует обратить внимание, что диагональ реки – не прямая, что создает дополнительные смысловые оттенки и разнообразие композиционного решения. Непрерывный поток воды в центре панно разрывается, словно уходит за край рамы, а потом появляется снова, чтобы снова скрыться уже ближе к правому краю рамы, и в конце появиться под изображением птиц. Такое решение создает впечатление непрерывной ленты реки, уходящей за раму панно и визуально раздвигающее границы изображения и прокладывающее мостик к интерьеру. Текущая река, словно лентой огибает журавлей и теряется где-то в интерьере комнаты.
Включение такого панно в интерьер потребовало определенного согласования элементов, вступающих во взаимодействие с нашей мозаикой. Панно в общем виде образует очень красочную и яркую картину, для перехода к интерьеру, заключенное в раму темного дерева цвета венге. Основной же фон интерьера выполнен в гамме более светлых коричневых тонов. Идентичны цвету рамы отдельные элементы интерьера. Мотив струящейся воды повторен волнами на внутренней структуре поверхности полированного дерева интерьера: волны реки с панно словно уходят в интерьер, повторяясь в бесчисленных завиткам древесной текстуры. «Бамбуковый» мотив фона с его прямолинейными вертикальными линиями условно повторен в рельефно выступающем рисунке белоснежных панелей, примыкающих к мозаичному панно.
мозаичное панно в интерьере Журавли
Завитки воды исполнены из смальты «Orsoni», позволяющей передать пространственную глубину воды и ее движение. Водный поток исполнен в оттенках синего цвета, опалово-розового, зеленоватого. В конце каждого завитка с помощью мозаичных плиток выделены отдельные маленькие завихрения воды, с расстояния напоминающие пену на кончиках волн, столь излюбленный мотив в китайской и японской живописи. Мозаичные плитки «Orsoni» имеют матовую структуру, некоторые текстурированы, в одном ряду волн подобраны плитки разнообразных оттенков синего, идеально передающие игру воды и перепады завитков волн. Благодаря включению плиток черного цвета в водные завитки, поток напоминает струящиеся волосы или некую стилизацию, также свойственную китайской живописи, которая очень любит условное начало.
Контрастирует со спиралевидным движением мозаичный фон, основанный на вертикальном расположении мозаичных плиток. Контрастны их отношения и в цветовой гамме: оттенков синего и опалового.
На фоне этого контраста выделяется голова журавля, исполненная в несколько иной технике. Она исполнена с большим реализмом и настолько точно, что похожа на изображение красками. Мозаичные плитки волнообразной формы точно подогнаны друг к другу, образуют реалистическое изображение головы птицы. Скрупулезно продуманы нашими мастерами и переходы между отдельными частями панно: если присмотреться, то можно заметить, как отдельные выступающие перья птицы переходят в межплиточные швы фона. Это создает удивительное взаимодействие планов, реалистичность и свидетельствует о большом мастерстве наших художников.
Журавли из смальты orsoni
Мерцающий фон мозаики выложен из достаточно крупных элементов золотой смальты, имеющих вертикальное направление. Колористическое решение фона очень удачно. Опаловый оттенок сочетается с пастельными тонами розового, желтоватого, зеленоватого цветов, причем, эти цвета взаимопроникают друг в друга, подобно акварельной размывке. При богатстве тонов и оттенков и общем опалесцировании фона, тем не менее, четко просматривается вертикальное членение композиции, создающее впечатление расположенного на заднем плане бамбукового леса. Среди опалового мерцания фона встречаются отдельные плитки золотых и состаренных золотых смальт, разрушающих однообразие восприятия фона.
Контрастным пятном на опаловом фоне выделяется журавлиная шея, выложенная из узких, волнообразных непрозрачных плиток. Для передачи разнообразия перьев включены в общий узор плитки из золотых и серебряных смальт.
японские журавли из смальты orsoni на золотом фоне из стеклянной мозаики в стиле ар деко
На фоне массы воды, представляющей собой вязь из завитков, чеканно кольчужным плетением выделяется оперение птиц. Основное фоновое оперение представляет собой массу темного цвета с детально проработанными и оттененными золотой и платиновой окантовкой перьями. Мозаичные фрагменты плотно прилегают друг к другу, но в то же время имеют где слегка выраженные границы, а где - более контрастные. Поражает применение разнообразных по внутренней текстуре смальт, имеющих в то же время одинаковую тонально цветовую гамму: изобилуют оттенки темно-синего, черного, темно-коричневого, голубого цветов, некоторые из них матовые, а некоторые имеют опаловую структуру. Благодаря такому разнообразию создается впечатление затененности тела птицы, его зрительной тяжести, которая смягчается словно наброшенным покровом из мозаичных перьев, выполненных в более светлой тональной гамме. Радужными, опаловыми тонами ниспадают они вниз, окантованные линиями золотых смальт. В пределах одного пера применяются разные оттенки желтого, зеленого, охристого и голубого. Плитки полупрозрачны, имеют текстуру и опалово мерцают при тусклом освещении. Резкими линиями платиновых смальт очерчены белые матовые крылья журавлей, контрастно выделяющиеся на фоне завитков воды и темного оперения тела птицы.
Граница перехода от тела птицы к водным завиткам намечена только контрастом тонов, создающим форму изгиба контуров тела птицы. В завитки воды введены плитки зеленого и черного цвета, создающие не только гармонию цвета, но и подчеркивающие стремительность вихреобразного движения воды.
водные завитки из смальты , перья крыльев из плавленного стекла
На фоне громоздких элементов смальты нежных оттенков, образующих крупные плоскости геометрической формы, особо изящно смотрится выполненная в контрастной тонкой технике голова журавля. Детально проработаны мелкие перья, выполненные из волнообразно изогнутых плиток мозаики и очерченных золотой линией смальты. Оранжево-красная окантовка глаза птицы придает глубину и особенную выразительность голове птицы. Эта выразительность также подчеркивается приоткрытым клювом журавля и его слегка наклоненной чисто человеческим жестом головой.
Очень выразительно композиционное сочетание разнородных плоскостей и размеров мозаичных плиток, а также маленькое белое пятнышко зрачка глаза птицы, которое оживляет ее, заставляет смотреть на зрителя.
мозаичное панно Журавли в интерьере в стиле ар деко
Словно листья огромного дерева ниспадают вниз перья левого журавля, контрастируя с плотно прилегающими перьями тела темного цвета и плоскостями опалового фона. Интересен тональный переход между перьями, создающий иллюзию неоднородности и пространственной глубины, который достигается применением оттенков белого, вернее, беловато-голубого цвета, отдельные перья матовые и непрозрачные, другие имеют голубоватый оттенок, а некоторые несут в себе внутреннюю светимость и отблеск. Глубина пространства достигается также применением линий золотой смальты в окантовке границ перьев, она дает дополнительный декоративный эффект – особый блеск внутри мозаичного панно и структурирует массу оперения.
На фрагменте можно заметить богатство цветовой палитры мозаики и игру внутренних оттенков цвета, примененную для создания целостности образа, который выдержан в традициях китайской живописи, знаковой для которой является применение размывок основных цветов и их приглушение. В нашей мозаике применены разнообразные тональные переходы и превосходно использована выразительная возможность различных художественных материалов.
перья журавля из стеклянной цветной мозаики на стене коридора
Среди мозаичных плоскостей фона контрастным блеском выделяются золотые смальты, создавая разнообразие фона и иллюзию глубины пространства. Рельефно выступают на первый план изгибы реки с бурунами за счет использования контрастных цветов и мозаичных плиток различной внутренней структуры. За счет детальной проработки мозаики с изображением журавлей, они зрительно выдвигаются на передний план, организуя основное сюжетное действие. На фрагменте видно, как внутренне динамичны их позы, как индивидуальны и по-человечески выразительны движения голов, создается впечатление, что птицы ведут беседу. Правый журавль то ли здоровается, то ли увлеченно рассказывает что-то, один из левых журавлей спокойно и внимательно слушает, другой, застенчиво наклонив голову, слегка приоткрыл клюв, словно улыбаясь речи собеседника. Этой выразительности способствует окантовка вокруг глаз, подчеркивающая движения птичьих голов. На фоне статичных фигур и массивных тел легки и непосредственно выразительны головы птиц, на скульптурно длинных шеях. Волнообразное струение золотых смальт на оперениях шей журавлей подчеркивает внутреннюю динамику изображения и создает естественность и реалистичность сюжета. Именно особая сюжетная линия является основной характеристикой данного мозаичного панно, она создает внутреннее движение и придает композиционное единство всему панно.
Опаловый фон, составленный из неравномерных четырехугольников, своей стилизованной стрельчатостью и угловатостью создает впечатление бамбукового леса на заднем плане.
журавли на озере в мозаичном панно на японский мотив
Оперение журавлей, шалью покрывающее их тела выполнено в технике флорентийской мозаики, основной характеристикой которой является точная подгонка без швов мозаичных плиток, при этом совокупность плиток создает единое колористическое пространство или плоскость. Оперение детально проработано, каждое из перьев обладает опаловым цветом, имеющим внутреннюю структуру, подобную драгоценным камням, что создает особенные переливы цвета. При создании оперения птиц наши мастера стремились не к реалистичности, а художественному воплощению образа прекрасных птиц. Несколько изменив основные достижения флорентийской мозаики, мы создали совокупность сливающихся разноцветных цветовых плоскостей, играющих особую роль в восприятии панно. Разнообразие цветов создает ощущение не пестроты, а перелива оперения птиц. В пределах одного крупного пера могут сочетаться разнородные цвета розоватых и зеленоватых тонов, голубых и желтых. Это разнообразие подчеркнуто применением золотой смальты в окантовке перьев, что создает единый образ красоты, воплощенный в мозаике.
Журавли мозаичное панно в японской тематике
Насыщенные цвета, примененные в создании нашего панно, контрастно оттенены золотыми смальтами, создающими разнообразие и оттеняющими темноватые оттенки основного оперения журавлей и водного потока. Нами применены как обычные золотые смальты, так и состаренные, что придает особое своеобразие воплощенному в мозаике сюжету. Изображение водного потока насыщено не только цветом, но и движением, передающимся волнообразно уложенным мозаичным плиткам. Центробежная сила потока прерывается маленькими вихрями, созданными из более крупных фрагментов мозаики, более темных по цветовой гамме. Этот прием позволяет разнообразить движение и ввести стилизацию с образцами китайской живописи. Колористическое решение потока также неоднородно по цвету, он выполнен с использованием плиток в тональных вариациях синего цвета с вкраплением золотисто-коричневых и зеленоватых, что снижает однотонность и усиливает динамику.
панно из мозаики на стене коридора в стиле ар деко
Окантовкой из черных мозаичных плиток выделены завитки воды, контрастно выделяющиеся на опаловом цвете фона панно. В центре каждого завитка мозаичного потока маленькие спирали выложены крупными черными плитками, что создает законченность спиралевидного движения воды. При рассмотрении спиралевидного движения воды видно, что плитки подчиняются единому ритму, в котором доминантой выступают волны и спирали. Стилизованное движение воды, контрастное по отношению к фону, структурирует пространство мозаичного панно, создавая заполнение диагонали.
волны воды из мозаики на панно Журавли
При дневном освещении и ракурсе осмотра сбоку, завитки воды на панно имеют специфический отблеск, присущий мозаике, а благодаря вкраплению плиток, имеющих цвета, противоположные основной цветовой гамме потока, возникает световое вихрение воды, вторящее спиралевидному движению мозаичных плиток. Блики на поверхности потока подчиняются общему центростремительному ритму движения плиток.
При рассмотрении мозаичного панно в сильном перспективном сокращении можно увидеть образующие композицию элементы: волнообразное движение потока воды, задающее направление ракурса просмотра по диагонали, опалово мерцающий фон и красоту сказочных птиц. При таком ракурсе просмотра видно колористическое решение панно и богатство палитры примененных в мозаике красок.
яркое золотое мозаичное панно в японском стиле, птицы из мозаики
Год создания:
2014
Место расположения:
Подмосковье
Габаритные размеры (ВхШ):
2600 х 1420 мм.
Площадь мозаичного панно:
3,7 м2
Архитектор:
Екатерина Кузнецова
Художник:
Светлана Галаган
Мозаичное панно из художественного стекла и смальты Orsoni "Журавли"