ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
*обязательно для заполнения
eng
+7 495 973 1444

Фризы из мозаики в стиле эпохи модерна и американского ар деко

растительный фриз из мозаики ар деко
растительный фриз из мозаики ар деко
французский модерн в фризе из мозаики
бурный растительный орнамент из мозаики
мозаичный фриз с растительным орнаментом
цветочный орнамент модерна на мозаичном фризе
мозаичный фриз в стиле американского ар деко
фриз из мозаики в стиле американского ар деко
орнамент в стиле американское ар деко из мозаики
цветы ар деко из мозаики для фриза
мозаичный фриз ар деко
фактура мозаичного фриза ар деко
узор американское ар деко из мозаики

Прежде, чем приступить к основной, описательной части статьи, следует разобраться с некоторыми терминами, которые в ней часто будут употребляться. Прежде всего, это ар-деко. Об этом стиле в декоративно-прикладном искусстве мы уже немало писали, поэтому рекомендуем посмотреть статью «Розы из мозаики в стиле ар-деко», где он рассмотрен достаточно подробно. Однако, напомним читателю, который не любит заглядывать на другие страницы, что «ар-деко» представляет собой стиль, бывший популярным с 1918 по 1940 годы, он является переходным между ар-нуво (или модерном) и функционализмом. Основные его черты: склонность к использованию геометрических линий, углов, смешение растительных, волнообразных мотивов, являющихся органической частью ар-нуво, и геометрической продуманности, излишняя тяга к роскоши, связанная с размытием эстетических ориентиров в годы после Первой мировой войны. Также следует помнить, что ар-деко тесно связан с абстрактным искусством, в частности, кубизмом. Этому стилю также свойственна некая внутренняя избыточность, то есть переполнение формами пространства, демонстрация роскоши.
    Следующий термин, который мы часто используем в описаниях – это «фриз» (от французского «frise»). Он имеет широкую область применения и обладает различными значениями. В архитектуре – это  декоративный элемент в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения. Используемое нами значение применяется в декоративно прикладном искусстве для обозначения декоративной композиции в виде горизонтальной полосы, окаймляющей верхнюю часть стены, паркетные или плиточные полы, ковры, кромку мебели и представляющее собой орнамент или узорчатое изображение.
    В название нашей статьи мы вынесли игру слов, поскольку она касается серии мозаичных фризов для одного из монументальных проектов, которая, к сожалению, была не реализована в полном объеме в своем монументальном масштабе. Не только проект архитектурного сооружения имел монументальный характер, но и наш замысел, поскольку все фризы выполнены в смешанной стилистике, имеющей органическую связь с абстрактным искусством и ар-деко. Все фризы отличаются не только тематически, но и по методам применяемой сборки, фактуре, которая варьируется в разных фрагментах от гладкой до рельефной. Разнообразны сами фризы и использованные в их создании материалы: нашим мастерам приходилось работать не только с мозаикой известных мировых производителей, например, «Sicis», но и художественной мозаикой, российских производителей. В представленных Вашему вниманию работах применялись американское и китайское художественное стекло, смальты из Италии и России.
    На данном фрагменте фриза видно, что элементы растительного орнамента в ар-деко преобразуются в жесткие линеарные формы с элементами абстракционизма, а именно, кубизма, что находит отражение в работе наших мастеров. Рисунок на фризе представляет собой сочетание разнообразных плоскостей, образованных геометрическими формами квадратов и прямоугольников, которые в свою очередь воплощают растительный орнамент из крупных листьев. Формы растения проработаны нарочито небрежно, носят условный характер, как в работах художников-абстракционистов. Плоскости наползают друг на друга, прячутся друг за другом, создавая трехмерность восприятия рисунка. В воплощении этого проекта наши художники не стремились к точности, правильности или реалистичности рисунка, он должен быть условным, но именно в этой условности и скрывается растительный орнамент. Колористически фриз построен на сочетании нескольких цветов: оттенков синего, песочного, белого и красно-коричневого. Для усиления пространственной глубины и придания жесткости изображению, используются вкрапления черного цвета, контрастные основным цветам мозаики. Для усиления зрительного эффекта и выделения фриза на плоскости стен использована также окантовка крупными мозаичными плитками основного рисунка.
    Основной зрительный эффект достигается нарочитой небрежностью в расположении мозаичных плиток, подобно свободным мазкам кисти художника. Именно это придает особую экспрессию изображению. Плитки не точно подогнаны друг к другу, а расположены на определенном расстоянии друг от друга с выраженными швами, заполненными контрастной белой затиркой. Если внимательно присмотреться, то в формах каждого листика этого растительного орнамента можно увидеть не только неравномерное расположение плиток относительно друг друга, но и их разнообразные размеры, которые также создают особую объемность, контраст и экспрессию восприятия. Отдельные листики темно-голубого цвета выполнены из сочетания прямоугольных плиток, голубые листики представляют собой единую цветовую плоскость, песочные – выполнены крупными плитками. Задний план растительного орнамента образован листиками белого цвета с редкими вкраплениями маленьких плиток красно-коричневого цвета, в сочетании с черными плитками, условно обозначающими фон, они образуют трехмерность или глубину изображения.
    При создании этой мозаики применены плитки однотонного цвета, что создает впечатление весомости, тяжести и условности изображения, присущей полотнам кубистов. Несколько смягчают это впечатление мозаичные плитки черного цвета, использованные в окантовке и обладающие несколько опаловой текстурой.
    В неравномерном распределении плиток по поверхности мозаики, их разнообразном размере, определенной условности, прочитывается не столько влияние ар-деко (ярко проявляющееся в композиционном строе мозаичного фриза), сколько традиции советской мозаики, широко использовавшейся в украшении фасадов зданий, а также следование традициям древних мозаик, которым были присущи сходные черты.
    Если обратить внимание на пространственное расположение растительного орнамента данного фриза, то можно увидеть стилевые особенности, присущие мозаике: если в ар-нуво растительный орнамент плавный, ему свойственны многочисленные завитки, закругления, то здесь ярко проявляются особенности ар-деко в наиболее жесткой форме. Наряду с влиянием кубизма, находящего отражение в изображении частей растения как совокупности геометрических плоскостей, виден жесткий линеарный ритм, находящий свое воплощение в расположении листьев относительно центральной оси стебля, они расходятся в стороны очень резко, неким рубленым ритмом.
    Этот фриз интересен сочетанием разнородных элементов ар-деко, доведенных практически до крайней степени своего выражения, своей кубистической композицией и рваным линейным ритмом, который должен найти свое продолжение в интерьерах.

мозаичные фризы в стиле ар-деко с растительным орнаментом

Фризы из мозаики в стиле эпохи модерна и американского ар деко