
eng
+7 495 973 1444
+7 495 973 1444
Фризы из мозаики в стиле эпохи модерна и американского ар деко












Прежде, чем приступить к основной, описательной части статьи, следует разобраться с некоторыми терминами, которые в ней часто будут употребляться. Прежде всего, это ар-деко. Об этом стиле в декоративно-прикладном искусстве мы уже немало писали, поэтому рекомендуем посмотреть статью «Розы из мозаики в стиле ар-деко», где он рассмотрен достаточно подробно. Однако, напомним читателю, который не любит заглядывать на другие страницы, что «ар-деко» представляет собой стиль, бывший популярным с 1918 по 1940 годы, он является переходным между ар-нуво (или модерном) и функционализмом. Основные его черты: склонность к использованию геометрических линий, углов, смешение растительных, волнообразных мотивов, являющихся органической частью ар-нуво, и геометрической продуманности, излишняя тяга к роскоши, связанная с размытием эстетических ориентиров в годы после Первой мировой войны. Также следует помнить, что ар-деко тесно связан с абстрактным искусством, в частности, кубизмом. Этому стилю также свойственна некая внутренняя избыточность, то есть переполнение формами пространства, демонстрация роскоши.
Следующий термин, который мы часто используем в описаниях – это «фриз» (от французского «frise»). Он имеет широкую область применения и обладает различными значениями. В архитектуре – это декоративный элемент в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения. Используемое нами значение применяется в декоративно прикладном искусстве для обозначения декоративной композиции в виде горизонтальной полосы, окаймляющей верхнюю часть стены, паркетные или плиточные полы, ковры, кромку мебели и представляющее собой орнамент или узорчатое изображение.
В название нашей статьи мы вынесли игру слов, поскольку она касается серии мозаичных фризов для одного из монументальных проектов, которая, к сожалению, была не реализована в полном объеме в своем монументальном масштабе. Не только проект архитектурного сооружения имел монументальный характер, но и наш замысел, поскольку все фризы выполнены в смешанной стилистике, имеющей органическую связь с абстрактным искусством и ар-деко. Все фризы отличаются не только тематически, но и по методам применяемой сборки, фактуре, которая варьируется в разных фрагментах от гладкой до рельефной. Разнообразны сами фризы и использованные в их создании материалы: нашим мастерам приходилось работать не только с мозаикой известных мировых производителей, например, «Sicis», но и художественной мозаикой, российских производителей. В представленных Вашему вниманию работах применялись американское и китайское художественное стекло, смальты из Италии и России.
На данном фрагменте фриза видно, что элементы растительного орнамента в ар-деко преобразуются в жесткие линеарные формы с элементами абстракционизма, а именно, кубизма, что находит отражение в работе наших мастеров. Рисунок на фризе представляет собой сочетание разнообразных плоскостей, образованных геометрическими формами квадратов и прямоугольников, которые в свою очередь воплощают растительный орнамент из крупных листьев. Формы растения проработаны нарочито небрежно, носят условный характер, как в работах художников-абстракционистов. Плоскости наползают друг на друга, прячутся друг за другом, создавая трехмерность восприятия рисунка. В воплощении этого проекта наши художники не стремились к точности, правильности или реалистичности рисунка, он должен быть условным, но именно в этой условности и скрывается растительный орнамент. Колористически фриз построен на сочетании нескольких цветов: оттенков синего, песочного, белого и красно-коричневого. Для усиления пространственной глубины и придания жесткости изображению, используются вкрапления черного цвета, контрастные основным цветам мозаики. Для усиления зрительного эффекта и выделения фриза на плоскости стен использована также окантовка крупными мозаичными плитками основного рисунка.
Основной зрительный эффект достигается нарочитой небрежностью в расположении мозаичных плиток, подобно свободным мазкам кисти художника. Именно это придает особую экспрессию изображению. Плитки не точно подогнаны друг к другу, а расположены на определенном расстоянии друг от друга с выраженными швами, заполненными контрастной белой затиркой. Если внимательно присмотреться, то в формах каждого листика этого растительного орнамента можно увидеть не только неравномерное расположение плиток относительно друг друга, но и их разнообразные размеры, которые также создают особую объемность, контраст и экспрессию восприятия. Отдельные листики темно-голубого цвета выполнены из сочетания прямоугольных плиток, голубые листики представляют собой единую цветовую плоскость, песочные – выполнены крупными плитками. Задний план растительного орнамента образован листиками белого цвета с редкими вкраплениями маленьких плиток красно-коричневого цвета, в сочетании с черными плитками, условно обозначающими фон, они образуют трехмерность или глубину изображения.
При создании этой мозаики применены плитки однотонного цвета, что создает впечатление весомости, тяжести и условности изображения, присущей полотнам кубистов. Несколько смягчают это впечатление мозаичные плитки черного цвета, использованные в окантовке и обладающие несколько опаловой текстурой.
В неравномерном распределении плиток по поверхности мозаики, их разнообразном размере, определенной условности, прочитывается не столько влияние ар-деко (ярко проявляющееся в композиционном строе мозаичного фриза), сколько традиции советской мозаики, широко использовавшейся в украшении фасадов зданий, а также следование традициям древних мозаик, которым были присущи сходные черты.
Если обратить внимание на пространственное расположение растительного орнамента данного фриза, то можно увидеть стилевые особенности, присущие мозаике: если в ар-нуво растительный орнамент плавный, ему свойственны многочисленные завитки, закругления, то здесь ярко проявляются особенности ар-деко в наиболее жесткой форме. Наряду с влиянием кубизма, находящего отражение в изображении частей растения как совокупности геометрических плоскостей, виден жесткий линеарный ритм, находящий свое воплощение в расположении листьев относительно центральной оси стебля, они расходятся в стороны очень резко, неким рубленым ритмом.
Этот фриз интересен сочетанием разнородных элементов ар-деко, доведенных практически до крайней степени своего выражения, своей кубистической композицией и рваным линейным ритмом, который должен найти свое продолжение в интерьерах.
мозаичные фризы в стиле ар-деко с растительным орнаментом
Прежде, чем приступить к основной, описательной части статьи, следует разобраться с некоторыми терминами, которые в ней часто будут употребляться. Прежде всего, это ар-деко. Об этом стиле в декоративно-прикладном искусстве мы уже немало писали, поэтому рекомендуем посмотреть статью «Розы из мозаики в стиле ар-деко», где он рассмотрен достаточно подробно. Однако, напомним читателю, который не любит заглядывать на другие страницы, что «ар-деко» представляет собой стиль, бывший популярным с 1918 по 1940 годы, он является переходным между ар-нуво (или модерном) и функционализмом. Основные его черты: склонность к использованию геометрических линий, углов, смешение растительных, волнообразных мотивов, являющихся органической частью ар-нуво, и геометрической продуманности, излишняя тяга к роскоши, связанная с размытием эстетических ориентиров в годы после Первой мировой войны. Также следует помнить, что ар-деко тесно связан с абстрактным искусством, в частности, кубизмом. Этому стилю также свойственна некая внутренняя избыточность, то есть переполнение формами пространства, демонстрация роскоши.
Следующий термин, который мы часто используем в описаниях – это «фриз» (от французского «frise»). Он имеет широкую область применения и обладает различными значениями. В архитектуре – это декоративный элемент в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения. Используемое нами значение применяется в декоративно прикладном искусстве для обозначения декоративной композиции в виде горизонтальной полосы, окаймляющей верхнюю часть стены, паркетные или плиточные полы, ковры, кромку мебели и представляющее собой орнамент или узорчатое изображение.
В название нашей статьи мы вынесли игру слов, поскольку она касается серии мозаичных фризов для одного из монументальных проектов, которая, к сожалению, была не реализована в полном объеме в своем монументальном масштабе. Не только проект архитектурного сооружения имел монументальный характер, но и наш замысел, поскольку все фризы выполнены в смешанной стилистике, имеющей органическую связь с абстрактным искусством и ар-деко. Все фризы отличаются не только тематически, но и по методам применяемой сборки, фактуре, которая варьируется в разных фрагментах от гладкой до рельефной. Разнообразны сами фризы и использованные в их создании материалы: нашим мастерам приходилось работать не только с мозаикой известных мировых производителей, например, «Sicis», но и художественной мозаикой, российских производителей. В представленных Вашему вниманию работах применялись американское и китайское художественное стекло, смальты из Италии и России.
На данном фрагменте фриза видно, что элементы растительного орнамента в ар-деко преобразуются в жесткие линеарные формы с элементами абстракционизма, а именно, кубизма, что находит отражение в работе наших мастеров. Рисунок на фризе представляет собой сочетание разнообразных плоскостей, образованных геометрическими формами квадратов и прямоугольников, которые в свою очередь воплощают растительный орнамент из крупных листьев. Формы растения проработаны нарочито небрежно, носят условный характер, как в работах художников-абстракционистов. Плоскости наползают друг на друга, прячутся друг за другом, создавая трехмерность восприятия рисунка. В воплощении этого проекта наши художники не стремились к точности, правильности или реалистичности рисунка, он должен быть условным, но именно в этой условности и скрывается растительный орнамент. Колористически фриз построен на сочетании нескольких цветов: оттенков синего, песочного, белого и красно-коричневого. Для усиления пространственной глубины и придания жесткости изображению, используются вкрапления черного цвета, контрастные основным цветам мозаики. Для усиления зрительного эффекта и выделения фриза на плоскости стен использована также окантовка крупными мозаичными плитками основного рисунка.
Основной зрительный эффект достигается нарочитой небрежностью в расположении мозаичных плиток, подобно свободным мазкам кисти художника. Именно это придает особую экспрессию изображению. Плитки не точно подогнаны друг к другу, а расположены на определенном расстоянии друг от друга с выраженными швами, заполненными контрастной белой затиркой. Если внимательно присмотреться, то в формах каждого листика этого растительного орнамента можно увидеть не только неравномерное расположение плиток относительно друг друга, но и их разнообразные размеры, которые также создают особую объемность, контраст и экспрессию восприятия. Отдельные листики темно-голубого цвета выполнены из сочетания прямоугольных плиток, голубые листики представляют собой единую цветовую плоскость, песочные – выполнены крупными плитками. Задний план растительного орнамента образован листиками белого цвета с редкими вкраплениями маленьких плиток красно-коричневого цвета, в сочетании с черными плитками, условно обозначающими фон, они образуют трехмерность или глубину изображения.
При создании этой мозаики применены плитки однотонного цвета, что создает впечатление весомости, тяжести и условности изображения, присущей полотнам кубистов. Несколько смягчают это впечатление мозаичные плитки черного цвета, использованные в окантовке и обладающие несколько опаловой текстурой.
В неравномерном распределении плиток по поверхности мозаики, их разнообразном размере, определенной условности, прочитывается не столько влияние ар-деко (ярко проявляющееся в композиционном строе мозаичного фриза), сколько традиции советской мозаики, широко использовавшейся в украшении фасадов зданий, а также следование традициям древних мозаик, которым были присущи сходные черты.
Если обратить внимание на пространственное расположение растительного орнамента данного фриза, то можно увидеть стилевые особенности, присущие мозаике: если в ар-нуво растительный орнамент плавный, ему свойственны многочисленные завитки, закругления, то здесь ярко проявляются особенности ар-деко в наиболее жесткой форме. Наряду с влиянием кубизма, находящего отражение в изображении частей растения как совокупности геометрических плоскостей, виден жесткий линеарный ритм, находящий свое воплощение в расположении листьев относительно центральной оси стебля, они расходятся в стороны очень резко, неким рубленым ритмом.
Этот фриз интересен сочетанием разнородных элементов ар-деко, доведенных практически до крайней степени своего выражения, своей кубистической композицией и рваным линейным ритмом, который должен найти свое продолжение в интерьерах.
мозаичные фризы в стиле ар-деко с растительным орнаментом
Если первый фриз имел достаточно ярко выраженные кубистические формы, то еще более тесную связь с абстрактным искусством имеет этот проект. В нем только угадываются растительно-флористические мотивы. Формы цветов и орнамента словно нанесены небрежно кистью художника, а затем размыты, но в этом и заключается вся суть абстрактного искусства, которое предполагает, что зритель сам определит, что хотел сказать своим произведением мастер. Абстрактное искусство не предполагает жестких форм, оно способствует раскрепощению сознания, которое само способно увидеть необходимые формы и суть того, что хотел сказать художник. К тому же, оно предполагает вариативность смыслов и большую философичность, ведь в размытых и абстрактных формах скрывается не один смысл, а множество, как множественна истина или Вселенная, обладающая огромным количеством значений и смыслов. Следует также помнить, что абстрактное искусство очень тесно связано с первобытным сознанием, в котором формы и идеи представлены еще в неоформленном виде, таким образом, в сознании зрителя формируются только те образы, которые свойственны именно ему, уникальные и неповторимые.
В представленном Вашему вниманию фризе достаточно хорошо прочитываются формы цветов, изгибы растений, выполненные преимущественно с использованием приглушенных тонов пастельных оттенков. Однако, встречаются и чистые открытые цвета, например, формы красного цвета, задающие сильную эмоциональную экспрессию. Хотелось бы напомнить читателю, что в абстрактном искусстве не формы выполняют доминирующую роль в создании смыслового ряда произведения, а именно цвета, оттенки и их сочетания. В этом фризе основная тональность ностальгически – минорная, заданная пастельными тонами, однако, в ней чувствуется скрытое беспокойство и экспрессия, прорывающаяся в красном цвете, а также нарочито грубоватой лепке изображения, его своеобразной небрежности. Подобно музыкальному произведению, в данном мозаичном изображении тесно взаимосвязаны множественные тональные оттенки эмоций и чувств, находящие свое воплощение не только в цветовой гамме, но и в композиции и технике исполнения мозаики.
Так же, как и предыдущий фриз, эта мозаика имеет окантовку из белых плиток, мастера стремятся не выделять цветом фриз на поверхности стен и в интерьере, это соответствует той эмоциональной нагрузке, которую он несет. В создании этого фриза применяются разнообразные по величине и внутренней текстуре мозаичные плитки, все они служат усилению экспрессии изображения. Прочитываемые формы цветов слева и справа выполнены из мозаичных плиток опаловой структуры, контуры цветов размыты, они теряются в деталях изображения, перетекают в фон и растительный орнамент. Два этих цветка противоположны не только по выраженности формы, но и своей экспрессии: левый выражен более сильно и создан пастельными тонами, правый же экспрессивно беспокоен, его формы размыты и только интуиция позволяет достроить его контуры.
Эмоциональный контраст двух цветов, словно устремленных друг от друга, поддерживается беспокойным вертикальным ритмом мозаичных плоскостей, которые также разнообразны по технике исполнения. Разнообразие стеблей выполнено желтыми, песочными плитками, мелкими и крупными по объему, матовыми и опаловыми по своей текстуре. Такое разнообразие создает впечатление хаотического нагромождения стеблей растений, их многообразия. Вертикальный ритм прерывается крупными и мелкими формами волнообразно изгибающихся листьев, этот лианоподобный мотив движения, столь излюбленный в абстракционизме, создает особую ноту движения и ритма на поверхности мозаичного фриза.
Нарочитую небрежность, подобную крупным мазкам масляной краски на полотне, создают крупные швы между плитками, сочетание больших мозаичных плоскостей и маленьких плиток квадратной формы. Этот мозаичный фриз похож на изображение в духе абстракционизма маслом на холсте. Он требует особого подхода к интерьеру, его планировке, но в то же время он не столь требователен к окружающей обстановке, как фризы, исполненные в технике ар-нуво или ар-деко.
лиана из мозаики на фризе в стиле ар деко
Этот фриз так же, как и предыдущий, использует растительные мотивы в духе живописи абстракционизма, но имеет значительные отличия. Формы растительно-флористических мотивов в нем менее читаемы, они более размыты, им присуща большая степень абстракции, но в то же время мозаичное изображение обладает четкостью и тщательностью. В нем пропадает та нарочитая небрежность свободных мазков масляной краски, переданной в мозаике, на смену ей приходит нечто римское.
Этот фриз также имеет строгую белую окантовку, однако, она служит его контрастному выделению на поверхности стены, с одной стороны, с другой же – она словно запирает абстрактный рисунок в строго очерченных геометрических формах. Все абстрактное буйство рисунка происходит только в пределах строго очерченного ровными квадратами белой мозаичной плиткой контура.
Если говорить о смысловых оттенках этого произведения, то оно не требует логического понимания, как и все абстрактное искусство, оно рассчитано на интуитивное понимание. В рисунке мозаики прочитываются волнообразные формы растений, причудливо изгибающихся по поверхности фриза. Движение их не подчиняется продуманному ритму, стебли растений струятся, колеблются на незримом ветру, спокойно растут по поверхности фриза.
Следует обратить внимание еще на одну особенность абстрактного искусства, нашедшую свое выражение в этом произведении: цвет имеет эмоциональное значение, он важен для восприятия рисунка, но формы могут облекаться в любой цвет (в абстрактном искусстве небо может быть желтого или пурпурного цвета, потому, что так его видит художник), и изменение цвета способствует созданию дополнительных смысловых оттенков. Здесь стебли растений могут быть любого цвета: морской волны, пурпурного, белого, песочного. Какой цвет – это совершенно не важно, важна лишь его эмоциональная составляющая, способствующая пониманию глубинного смысла изображения.
Если говорить о технической стороне мозаики данного фриза, то она выполнена из плиток разнообразной формы и размеров, при этом ритм композиции достаточно уравновешенный. Плитки же встречаются квадратной, треугольной и даже круглой формы, несколько плиток представляют собой крупные неравномерные плоскости, они достаточно плотно пригнаны друг к другу с выраженными между ними равными швами, что тоже способствует созданию впечатления равновесия и продуманности от композиции.
Действие на фризе происходит преимущественно в одной плоскости, оно обладает двухмерностью, однако, плоскости мозаики фиолетового цвета контрастно вычленяют растительный абстрактный орнамент, создавая впечатление глубины пространства.
фриз из мозаики в стиле ар нуво с растительным цветочным орнаментом
Данный фрагмент представляет собой развитие темы третьего фриза. Если в той композиции рисунок прочитывался, то здесь он представляет собой скопление изгибающихся стеблей, плоскостей, образованных квадратами и треугольниками, то есть максимально выраженную степень абстракции, переданную в мозаике. Хотелось бы сделать небольшое отступление и напомнить читателю об уникальном свойстве мозаики, которая обладая геометрическими формами и тяготеющая к их воплощению, все-таки превосходно передает и абстрактный рисунок, являющийся диаметрально противоположным геометричности и продуманности.
Относительно композиции данного фрагмента следует особо оговорить, что художники – абстракционисты часто используют специфические ракурсы для воплощения особой точки зрения на окружающий мир и действительность, часто разрушают законы привычной перспективы, свойственной академическому рисунку. Здесь эту точку зрения можно определить, как «взгляд снизу». Наверное, именно таким скоплением форм растений и их стеблей, в их хаотическом нагромождении представляется сад кузнечику или какому-нибудь подобному маленькому насекомому или зверьку.
Говоря об абстрактном рисунке, воплощенном в данной мозаичной композиции не стоит упорствовать в восприятии его как растительного мотива. В данном случае мастера оставляют выбор за зрителем, мозаичное панно с таким рисунком можно воспринимать и как чистую абстракцию, и как движение плоскостей, и как языки разноцветного пламени. Все это - на выбор зрителя, который может найти в изображении то, что наиболее соответствует его пониманию действительности.
При всем нагромождении квадратов, треугольников, кругов, в композиции прослеживается все тот же волнообразный мотив, только здесь он уже имеет достаточно насыщенную движением динамику. Зрителю не стоит полагать, что в этой композиции нет определенной логики, в ней есть ритм движения, образованный разнообразными плоскостями, который порождает особую экспрессию восприятия мозаичного рисунка. В каждой из фигур чувствуется именно волнообразность, где-то в большей степени, где-то – в меньшей, но она присутствует в каждой фигуре, даже плоскости фиолетового цвета слегка изгибаются. Контрастное противопоставление сильных и слабых волнообразных изгибов взаимоуравновешивает всю композицию и создает своеобразную гармонию изгибов, постоянного, непрекращающегося движения.
мозаичный фриз стиля ар-деко и ар-нуво
Этот фриз отличается по композиции, колористическому решению и примененной технике мозаики от предыдущих проектов. В большей степени он напоминает акварельный рисунок, и его условность порождена именно этой спецификой. В первую очередь следует обратить внимание на тональную разницу цветов окантовки фриза и его фона, окантовка, набранная из квадратных плиток розоватых и бежевых тонов, делает выгодный переход к плоскости стен, поскольку бежевые и розоватые тона в большей степени подходят к любому интерьеру и декору, чем голубоватые. В окантовке использованы плитки с внутренней текстурой, причем в композиции она имеет направление горизонтальное и вертикальное, что создает особое разнообразие и некую свободу, присущую именно акварельной размывке.
В этой мозаике следует обратить внимание на очень важное композиционное решение: окантовка фриза срезает часть рисунка, а отдельные листья цветов только частью выходят из-за ее плоскости. В этом срезании фрагмента мозаичного рисунка окантовкой фриза чувствуется недоговоренность, которая придает особое очарование флористическому орнаменту.
Противоположна по композиционному решению и технике набора специфика фона изображения: если в предыдущих проектах фона либо не было, либо он представлял собой хаотическое сочетание разнородных по форме плиток, то здесь фон образован ровными рядами крупной квадратной плитки, имеющей диагональное расположение. Сочетание диагонального ритма фона и плавных акварелеподобных линий основного рисунка мозаики создает особое контрастное выделение цветочного мотива и продуманность, уравновешенность композиции, которая несет эмоциональное спокойствие. Это ощущение покоя выгодно дополняется пастельным голубоватым цветом фона и легкой текстурой мозаичных плиток. Примечательно, что некоторые из плиток имеют внутреннюю текстуру с размывкой, еще более закрепляющие ассоциации данного мозаичного фриза с акварельным рисунком. Следует обратить внимание на отдельные плитки фона рядом с цветами, в них словно перетекла часть красок с цветов, так часто бывает, когда акварель пишут методом размывки.
Основной рисунок цветов выполнен из мозаики крупными плоскостями с внутренней текстурой, имитирующей акварельные потеки, между плитками оставлены швы, затертые белой затиркой, которая еще более способствует усилению впечатления свободного акварельного письма. Пенящиеся грозди цветов крупными объемами условно намечены крупными плитками мозаики, выделить формы цветов в них очень сложно, но это и не нужно, поскольку эта мозаика – акварель оставляет за зрителем возможность додумать их формы, акварель как метод живописи вообще предпочитает свободу и условность, это быстрый метод живописного письма.
Особенно красив светло-песочный зигзаг в левой части представленного фрагмента, он напоминает легкий мазок кистью, свободный росчерк, часть которого теряется за окантовкой фриза, а часть выходит прямо у самых цветов. Изящным элементом, дополняющим изображение, выходят из-за пределов окантовки маленькие робкие золотисто-песочные изгибы стеблей растения, справа от букета цветов, они набраны маленькой плиткой квадратной формы, словно пунктиром они дополняют рисунок цветочного орнамента.
Заполняют пустые пространства фона дополнительные отдельно стоящие цветы, немного напоминающие тюльпаны. Их формы стройны и строги, своей четкостью мозаичного рисунка они несколько противостоят основной грозди цветов, но общим условным решением они также напоминают акварельный рисунок.
фризы из мозаики и плавленного стекла с ярко выраженным цветочным орнаментом
Если в некоторых предыдущих проектах нам приходилось говорить о кубизме и абстракционизме, то в композиции этого мозаичного фриза в большей степени прослеживается вариант абстрактного искусства «лучизм», хотя его можно просто рассматривать и как обычный геометрический рисунок. На поверхности фриза выполнены из мозаики квадраты с геометрическим рисунком, который представляет собой скопление лучей, устремленных к центру. Каждый из квадратов выполнен в своей цветовой гамме, что создает разнообразие мозаичного рисунка. Рисунок из лучей, обладающий центростремительностью, в то же время обладает особым гипнотическим воздействием, притягивающим внимание зрителя к центру каждого квадрата, этот рисунок очень похож на оптические иллюзии, пользовавшиеся особой популярностью в середине XX века.
Разноцветный рисунок мозаичных квадратов на фризе контрастно оттенен кантом из мозаичных плиток коричневых оттенков, создающих впечатление особой упорядоченности и продуманности рисунка, а также выступающего разделителем поверхности фриза и поверхности стен в интерьере. Следует отметить, что введение такого рисунка в конструкцию фриза, потребует введения геометричности в пространство интерьера, либо же игры на контрастах, но в любом случае, фриз будет доминировать в пространстве помещения.
Рисунок мозаичного фриза основан на эффектах, изучаемых в психологии восприятия, и это относится не только к тому, что каждый из квадратов затягивает внимание зрителя подобно воронке, но если внимательно всмотреться в рисунок, то возможно двоякое понимание его: из чего образован рисунок, из совокупности белых лучей или же цветных? Здесь все зависит от особенностей восприятия человека. В данном проекте мозаичный фриз является не только произведением декоративно-прикладного искусства, но и мощнейшим инструментом организации пространства, основанном на эффектах психологии восприятия.
Если рассмотреть каждый из мозаичных квадратов на фризе, то можно отметить, что рисунок в нем является вариантом солярного символа, основная динамика которого заключается в вечном движении, это также и вариант свастики, древнейшего мифологического символа (о знаках свастики в мозаике мы уже писали в статье «Бордюр из мозаики в стиле ар-нуво»). Рисунок каждого из цветных квадратов отличается друг от друга не только использованной цветовой гаммой, но и размерами и формами использованной плитки. Если обратить внимание на зеленый и голубой квадраты, то можно заметить, что они созданы с помощью мелкой плитки квадратной и треугольной формы, это касается и цветного и более светлого рисунка. Если обратить внимание на черный квадрат, то хорошо заметно, что белые лучи представляют собой единые плоскости, что вызывает их доминирование над цветными. Розовато-белый квадрат слева вообще выполнен из различных оттенков указанных цветов, что создает особую размытость рисунка. Несколько снижает гипнотическое воздействие мозаичного рисунка применение выраженных швов с бежевой затиркой, если бы квадраты были выполнены методом плотной подгонки плиток, то эффект был бы значительно сильнее, у зрителя при взгляде на эти линии начинались бы неприятные ощущения, например, головокружение, застывание взгляда, что совершенно не нужно в интерьере.
В данном фризе нашими мастерами умело переработан мотив движения и гипнотического воздействия геометрического рисунка в плоскости мозаики, он ослаблен до необходимого минимума, но в то же время, он является мощнейшим средством организации пространства внутри мозаичного фриза.
фриз из мозаики и стекла в стиле ар деко
Если первые из рассмотренных нами проектов данного цикла имели абстрактный рисунок, то этот проект, как и предыдущий, относится к геометрическим орнаментам. Следует оговорить, что абстрактные и геометрические орнаменты на фризах совершенно по-разному организуют пространство интерьера: геометрические требуют продуманности, четких линий декора, особой строгости, абстрактные же тяготеют к большей свободе выражения дизайнерской мысли, волнообразным линиям, введению в пространство помещения элементов стиля модерн, оригинальных конструкций мебели.
Этот мозаичный рисунок на фризе представляет собой сочетание крестов и квадратов. Подобное сочетание форм является не только строгим и продуманным, но, благодаря включению дополнительных линий и цветов – достаточно свободным, обладающим пестротой рисунка, образованной цветами и использованием маленьких плиток в основном рисунке мозаики.
Композиционно, изображение является плоскостным и не обладает сложными формами, основной декоративный эффект мозаики данного фриза построен именно на использовании простых форм. Динамика изображения на фризе задается ритмичным зигзагообразным движением линий, которые пересекаются друг с другом под прямыми углами, то есть, образуя косой крест. Каждая из линий образована пятью рядами мозаичной плитки, два из которых – имеют цвета: синий и красно-коричневый. Мотив пересечения линий, образующих косые кресты, дополняется мотивом чередования рядов белой и цветной плитки, создавая особый ритм на фризе. В центре пересечений зигзагов линий, образуется фигура квадрата, в которую вписан равносторонний крест, в центре которого расположен квадрат. Таким решением обыгрывается мотив центростремительного движения, уже описанный в предыдущем проекте, только здесь это движение относится к более слабым, так как порождено другими геометрическими фигурами. Квадраты и кресты внутри пересечений зигзагообразных линий отличаются по цвету, но в большей степени можно отметить использование работы с приглушенными тонами, продолжающими и усиливающими линию ритма на поверхности фриза.
Фриз с зигзагами окантован белой матовой мозаичной плиткой, которая ограничивает движение внутри фриза и делает его более акцентированным.
мозаичный орнаментальный фриз в геометрическом стиле ар деко
Для создания этого мозаичного фриза был выбран своеобразный растительный мотив, напоминающий цветы или деревья. Для колористического решения рисунка свойственна игра на контрастах и соединении мелких мозаичных плиток фона с более крупными плоскостями плитки основного рисунка. Используется также дополнительное противопоставление форм в округлости растительного орнамента, а также противопоставление матовой плитки фона и легкой полупрозрачности и опаловости плитки рисунка.
Фон бежевого цвета, на котором выполнен мозаичный рисунок на фризе, напоминает фоны римских мозаик с надписью «Cave canem», что создает аллегорию преемственности поколений мозаики и контрастность восприятия целостности рисунка.
Изображения деревьев или цветов с крупными листьями выполнены на фризе в условной манере, условно также их колористическое решение, листья представляют собой плоскости опалово-коричневого цвета, а цветы или кроны деревьев – светло-бежевого, практически белого цвета. Формы растительного орнамента очень близко расположены друг к другу, что создает непрерывный ритм чередующихся одинаковых форм, подобных ритму геометрического рисунка, однако, не создается впечатление перенасыщенности формами, а вызывается ощущение бесконечного хоровода растений. Усиливает впечатление постоянного ритма одинаковое решение каждого из элементов растительного орнамента.
Интересно композиционное построение каждого из растений: темно-коричневые опаловые листочки, состоят из двух половинок эллипса, подчеркивая заданную вписанность в круг каждой фигуры. Набранные тонкими беловатыми плитками стебель и ветви растения создают незначительное движение по вертикали. Лепестки цветка или кроны дерева (это зависит от угла зрения) набраны белыми матовыми плитками округлой формы, центр же их – голубоватыми треугольной формы. В данном случае также контрастно противопоставляются формы: в фоне – это квадрат, а основной рисунок – это неправильные квадрат, эллипс, треугольник.
Интереснейшим элементом этой мозаики является тонкая едва заметная нить удлиненных плиток, которые вьются вокруг растения и, образуя петли, уходят к следующему растительному элементу. Таким образом, все элементы растительного орнамента не только вписаны в круг, но и взаимосвязаны между собой.
Контрастным элементом по отношению к фону выступает здесь окантовка из темной серо-коричневой плитки, а примененная затирка под цвет плитки, еще более усиливает впечатление монолитности ленты фриза, внутри которого из мозаики набран четкий ритм растительного орнамента. Следует отметить, что в данном фризе тесно переплетаются мотивы геометрии и волнообразности, присущей растительному орнаменту, их сочетание рождает причудливый сплав четкости, чеканности форм, ритма и их плавности, мягкости.
ар нуво в мозаичных розах фриза
На увеличенном фрагменте того же фриза хорошо заметно сочетание геометрических и негеометрических форм, четкого ритма и волнообразности, то есть, двух взаимоисключающих начал. Объединение таких сильных взаимоисключающих элементов в пределах мозаики одного фриза – это непростая задача, связанная с необходимостью почувствовать материал, в котором приходиться воплощать самые нетрадиционные идеи в декоре интерьера.
При увеличении видно, как на фоне золотисто-коричневой плитки в круг вписывается растительный орнамент. Следует напомнить читателю, что изображение растений не сочетается с геометрическими фигурами, а в данном фризе, растение органично вписывается в круг с помощью ленты из тонких мозаичных плиток, пробегающих вокруг кроны дерева или цветка, из-за чего, дерево, тянущееся вверх, приобретает округлые формы и включается в ритм мозаики. Но не только мозаичная лента связывает растения, приглядевшись, можно заметить, что каждое растение касается соседнего своими боковыми листочками, словно они, как люди, взялись за руки, таким образом, еще более подчеркивается мотив линейного движения на фризе.
Формы растений очень условны, в них не передается нечто конкретное, вещественное, они являются в большей степени декоративным средством ритмического выражения движения. При своей простоте, их формы очень красивы, каждая пара листочков неправильной эллипсообразной формы, наполнена внутренним свечением и легким блеском, за счет чего рисунок на фризе, при падении света, начинает слегка поблескивать, выделяя растительный орнамент на матовом фоне, уходящем в тень. Нельзя сказать, что листочки растения решены однообразно, им присуща, если так можно выразиться, пространственность на плоскости, их части скрываются за соседними листьями, за стеблем, выходят за грани опоясывающей каждую фигуру белой мозаичной ленты.
Так же условно, но вполне читаемо, решена сердцевина кроны дерева или цветка каждого из растений, состоящая из неправильных фигур, напоминающих ромбы и треугольники, по краям светлого, а в центре более густого розовато-фиолетового оттенка.
Сочетание условности и геометричности, вплетенной в мерный ритм орнамента – вот основная черта данного фриза, выполненного достаточно скупыми изобразительными средствами, но тем не менее, замечательно красивого своим декоративным решением.
розы из мозаики в фризе в стиле ар нуво
В создании этого мозаичного фриза также введено противопоставление геометрических форм, таких, как ромб, квадрат и прямоугольник, и форм, которым чужда строгость геометрии - это завитки или спирали. Конечно же, это противопоставление ощущается только на уровне эстетики, но, тем не менее, решение по сочетанию и взаимодействию таких форм, предложенное нашими мастерами, очень оригинальное.
Фон фриза представляет собой линейно расположенные неравномерные квадраты серо-голубой плитки, которые создают однотонность и цветовую монолитность поверхности, которая разбавлена включением двух тонких поясков прямоугольных по форме плиток, более светлых по тону. Подчеркивает линейное движение фриза основной рисунок, представляющий собой чередующиеся через равные промежутки ромбы, примыкающие одной из своих сторон к окантовке фриза. Внутри каждого из ромбов на фоне золотых плиток смальты выложены спирали из светло-голубой плитки. В каждом ромбе заключено 9 спиралей. Примечательно соединение равномерных промежутков между ромбами, одинакового количества спиралей, а также ритма плиток фона, что создает чеканный ритм общей композиции мозаичного рисунка на фризе.
Мозаика на этом фризе имеет плоскостное решение, основная идея композиции – заданный ритм мозаичного рисунка. Следует обратить внимание зрителя на интересную особенность – заключение спиралевидных фигур внутрь ромбов. Это связано с тем, что спираль, как форма, всегда тяготеет к своему развитию, то есть нарушению чеканного ритма, преобразованию его в волнообразный, поэтому они и были заключены нашими мастерами в геометрические замкнутые фигуры ромбов. Можно сказать, что фриз представляет собой 2 формы движения: одна – замкнутая в ромбических фигурах, спиралевидная, тяготеющая к преобразованию пространства в абстракцию или заполнению его завитками, волнами, то есть негеометрическими фигурами, другая – связанная с чеканным мерным ритмом квадратов, прямоугольников. Если говорить о формах, то даже сами спирали состоят из геометрически правильных форм – прямоугольников, это связано с тем, что если бы они состояли бы из сплошной поверхности, то не было бы органичной взаимосвязи между геометрией фона, ромбов и завитков, то есть весь фриз мог бы распасться на противоположные по смыслу формы, противоборствующие друг с другом. В данном случае нашими мастерами успешно была решена эта задача по соединению разнонаправленных ритмов и движения: движения, направленного по одной линии и в одной плоскости и движения, уходящего вглубь пространства, то есть само в себя.
Если говорить о колористическом решении, то оно, как и в предыдущих проектах, довольно аскетичное, весь фриз построен на сочетании 3 цветов: белого, серо-голубого и золотисто-песочного, а также 2 полутонах. Такой прием позволяет усилить мерность движения и в сочетании с бело-голубой окантовкой, усилить значение линеарного движения мозаичного изображения на поверхности фриза.
геометрический орнамент ар деко из серой и золотой мозаики
На увеличенном фрагменте этой мозаики хорошо видна игра света на ее поверхности: серо-голубые плитки играют отраженным, слегка металлизированным блеском, бледно-голубые своей матовостью поглощают излишние блики. Блеск золотых смальт выгодно оттеняет матовость спиралевидных завитков.
На данном фрагменте движение, заданное мозаичным узором на ленте мозаичного фриза, уже не видно, но замечательно просматривается композиция из горизонталей, специально набранных слегка неровными рядами для усиления художественного эффекта. Игра неровностей на рядах плитки зрительно увеличивает возраст мозаики, неравномерность углубления плиток и выраженные между ними швы создают интересную асимметричность и легкую небрежность, придающую композиции особую декоративную эффектность.
Особенно интересным эффектом обладают мозаичные плитки внутри ромба: завитки, выложенные из прямоугольных плиток, кажутся слегка небрежными, словно набросанными рукой художника. Пространство внутри завитков набрано не единым фоном, а из таких же неровных плиток золотой смальты, образующих дополнительные завитки и организующие спиралевидное движение всего пространства внутри замкнутой фигуры ромба.
При падении света возникает очень интересный декоративный эффект: отраженным блеском начинает играть не основной рисунок мозаики, а ее фоновый, то есть серо-голубые плитки своим холодным блеском сочетаются с более теплыми брызгами золотых смальт. В свою очередь, спирали, выполненные из матовой непрозрачной мозаичной плитки, будут затемняться, из-за чего возникает очень интересный художественный эффект.
орнамент ар деко из мозаики на фризе
Контрастен по звучанию, художественным средствам и композиции, колористическому решению и смысловым оттенкам этот мозаичный фриз. Он настолько не похож на уже описанные фризы, что его отличие сразу бросается в глаза. Рисунок на его поверхности представляет собой какое-то фантастическое изображение, нечто среднее между диковинным цветком, формы которого преобразованы фантазией художника и аллегорией движения Вселенной. Для создания этого мозаичного изображения применены совершенно иные технические средства и другие мозаичные плитки, чем для тех, что Вы уже видели в данном разделе.
Своими космическими формами мозаичный фриз в большей степени близок к американскому «Streamline», варианту ар-деко. Мозаика колористически решена с преимущественным использованием ярких, открытых цветов, из плиток, имеющих внутреннюю опаловую текстуру, она наполнена светом, струящимся из ее глубин, создавая впечатление чего-то внеземного, фантастически прекрасного. Каждый по-своему может интерпретировать эти формы, кому-то они покажутся внеземными цветами, кому-то аллегорией пространства и времени. Расположение такого фриза в интерьере требует особой обстановки и специфического освещения, он сам по себе является высоко художественным произведением.
В отличие от ранее описанных нами фризов, эта мозаика обладает трехмерностью, порожденной причудливыми спиралевидными изгибами форм, свечением внутренней структуры мозаики и применением очень интересного композиционного приема, при котором часть изображения скрывается за рамкой фриза, оставляя особую недоговоренность.
Фон выполнен из крупных блоков темно-синей плитки с внутренней опаловой текстурой, которая подчеркивает изгибы форм, создает впечатление воздушной дымки на плоскости мозаики, она напоминает туманности, разбросанные в просторах космоса. Смысловым центром изображения является яркая спиралевидная форма, напоминающая цветы, известные многим садоводам под названием «бархатцы африканские». Ее объемы изумительно переданы маленькими полукруглыми мозаичными плитками разнообразных оттенков, причем расположение «лепестков» этой формы и их цветовые комбинации создают не только ее объем, но и зрительное выдвижение ее на первый план, а спиралевидный стебель создает иллюзию движения, жизни. Объемность центральной фигуры подчеркивается такими же формами, но более темного цвета, расположенными несколько позади основной фигуры. Компоновка 3 объемных шаров создает смысловой центр композиции, подчеркнутый второстепенными, более условными фигурами сходной формы по краям мозаичного фриза.
Завиток «стебля» этой формы выполнен из сочетания мельчайших мозаичных плиток квадратной и треугольной формы, которые образуют специфический цветной узор. Дополнительные центральные формы менее богаты по колориту, поскольку относятся ко второму плану, но, тем не менее, они так же собраны из тщательно подогнанных мельчайших мозаичных плиток.
Дополнительные фантастические формы шаров, словно свободно парящие в пространстве и уходящие за пределы мозаики, также выполнены из мельчайших мозаичных плиток, каждая из них имеет свое колористическое решение. Однако, следует отметить, что их формы, создавая иллюзию пространства, несколько размыты, цвета более спокойные, увеличены промежутки между швами плиток.
Особенно важную роль выполняет в каждой из фигур центр, к которому стягивается движение «лепестков» и который выделен плитками смальт серебристого оттенка. При рассмотрении мозаики создается впечатление свободного движения, парения фигур в пространстве, их постоянного движения, ощущение чего-то внеземного, космического.
Представленная Вашему вниманию мозаика фризов – это результат фантазии и работы наших художников с формами и материалами, порой, совершенно разнообразными, умелого соединения их в единый декоративный ансамбль.
цветы из мозаики на ярком и широком фризе из мозаики и стекла
Фризы из мозаики в стиле эпохи модерна и американского ар деко