ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
*обязательно для заполнения
eng
+7 495 973 1444

Городецкая роспись


Городецкая роспись – существующий c XIX века народный промысел, получивший свое развитие в районе города Городец. Изображения на дереве, выполненные художниками этой местности, отличаются лаконичностью и яркостью красок. Роспись выполняется в основном по мебели, дверям, прялкам и ставням.

История промысла

Городецкая роспись берет свое начало от прялок, изготавливавшихся городецкими мастерами и имевших свои характерные особенности – донце и гребень. Для украшения донца первоначально использовалась инкрустация другими породами древесины. Позднее начали использовать подкрашивание желтыми, красными, синими и зелеными цветами. Впоследствии в связи с необходимостью увеличения производства прялок технология их оформления была упрощена. Со второй половины XIX века вместо инкрустации применяется резьба с одновременной подкраской.

С 1870 года на донцах преобладает в основном одна только роспись. Поскольку при этом появилась возможность выполнения более свободных сюжетов, художники в этот период начинают использовать живописный мазок без предварительного рисования контура. У каждого городецкого мастера имелись свои собственные приемы и методы оформления деревянных прялок. Цветовые сочетания при этом разрабатывались самым тщательным образом. Для создания грамотного колорита при этом использовались общие, наработанные за длительный период времени правила.

Основные сюжеты городецкой росписи

На деревянных городецких изделиях чаще всего можно встретить следующие темы:

• Бытовые сценки из жизни крестьян и купечества. При этом характерной особенностью в изображении людей можно назвать пышность костюмов.
• Цветочные мотивы. На многих прялках можно видеть пышные «розаны», нарисованные с большим размахом и отличающиеся высокой декоративностью.
• Декоративные идеализированные образы птиц и животных.

Характерные особенности

Основной отличительной особенностью городецкой росписи является использование прозрачного фона. При этом натуральная текстура древесины остается видимой, что придает изделиям особое очарование. Еще одной характерной именно для этого промысла чертой является использование богатых оттенков тональных переходов. Роспись при этом ведется свободным мазком, не ограниченным контурами. Художники имеют возможность наносить свободный и сочный удар. При этом он необыкновенно разнообразен. Это может быть и широкий мазок, и тончайшая, еле заметная линия.

Цветочные мотивы

Цветочные мотивы занимают на городецких прялках особое место. Мастера этой местности в своих работах используют несколько разновидностей цветов.
• Розан – цветок, изображаемый с ярко выраженным центром и лепестками одного размера.
• Купавка – самый распространенный в городецкой росписи цветок. Рисовать его начинают с маленького кружочка по краю, после чего делают скобку в кругу. Скобки рисуют, начиная от центра, постепенно уменьшая их размер до сердцевины.
• Роза. Самый сложный по методам исполнения городецкий цветок.

Листья в городецкой росписи довольно разнообразны по размеру, расцветке и форме. Практически на всех изображениях они располагаются группами – по пять, три или два. Помимо цветов и листьев, в городецком орнаменте часто используются такие мотивы, как птица и конь. В первом случае рисунок символизирует семейное счастье. Конь, согласно древним языческим представлениям, является символом удачи и богатства.

Современная городецкая роспись

Существовавший веками городецкий промысел к началу XX века приходит в упадок. В Первую Мировую войну деятельность мастеров практически прекращается. Начало возрождения росписи приходится на 30-е годы ушедшего века. В это время в городе организуются общественные художественные мастерские. В 1951 году в селе Курцево учреждается промысловая художественная артель. В 1954 г. начинается производство детской расписной мебели.

В 1957 г. открывается класс росписи в Семеновской профтехшколе. В 1960 г. артель преобразовывается в фабрику «Городецкой росписи». В 1985 г шесть мастеров предприятия удостаиваются Государственной премии им. И.Е. Репина.

Возрожденная в начале века городецкая роспись устояла и в сложный переходный период конца столетия. Художниками в это время были изменены техники росписи и разработаны новые, непривычные мотивы. При этом приемы декорирования и стилистика, берущие свое начало еще в XIX веке, сохраняются. В 1995 году начинает свою работу творческая мастерская, художники которой возрождают технологии иконописи XIV – XV вв.

В настоящее время предприятие «Городецкая роспись» находится в частном владении. Работает здесь более 300 мастеров. Некоторые из них являются членами Союза Художников России. Ассортимент современной городецкой фабрики необыкновенно широк. Здесь изготавливают и декорируют хлебницы, разделочные доски, солонки, подставки, шкатулки, декоративные настенные панно и многое другое. Мастера «Городецкой росписи», продолжая традиции древнего народного промысла, постоянно экспериментируют и добавляют в роспись новые темы и сюжеты.

Городецкая роспись