ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
*обязательно для заполнения
eng
+7 495 973 1444

Мстерская миниатюра


Мстерская миниатюра – одна из нескольких разновидностей русской лаковой миниатюры. Выполняется темперными красками на предметах, изготовленных из папье-маше. Как и остальные виды этого промысла, сложилась на основе старинного иконописного искусства. Выполняется мастерами поселка Мстеры Владимирской области.

История мстерской миниатюры

В прошлом на территории современной Мстеры располагалась слобода Богоявленская – ремесленное и торговое село. Большую часть его жителей составляли старообрядцы, занимавшиеся иконописью. Культовые изображения Богоявленской были известны по всей России. Писались иконы в новгородском, строгановском и московском стилях. После того, как в начале XX в. было налажено производство литографических печатных фабричных культовых изображений, иконописный промысел утратил свое значение. После 1917 г. искусство иконописи, по понятным причинам, не могло существовать.

Однако многовековые традиции и опыт мастеров бесследно исчезнуть, конечно же, не могли. В 1920 г. был создан профсоюз кустарей художников Мстеры – РАБИС. Основателями нового промысла стали, бывшие иконописцы А.И. Брягин, Н.П. Клыков, А.Ф. Котягин. Большой вклад в его создание сделал и искусствовед А.В. Бакушинский. Он первым обратил внимание на особый «себякинский» стиль написания икон Клыковым. Именно эта более свободная по сравнению с традиционными канонами иконописи манера и была положена в основу нового «бытового» стиля.

Мастера занимались в этот период в основном росписью жестяных подносов и деревянных изделий. Однако, в конце концов, мстерские художники посчитали, что для проявления всех их талантов этого недостаточно. Поэтому в 1923 г. была основана артель «Древнерусское искусство», в которую вошло 11 мастеров. Художники занялись декорированием шкатулок, ларцов, игольниц и других подобных предметов. Вскоре ими была освоена роспись масляными красками настенных полотняных ковриков. К сожалению, качество изделий мстерских мастеров оставляло на тот момент желать лучшего. На Всероссийской выставке сельхозпродукции 1923 г. конкуренции с палехскими произведениями они не выдержали. После этого мастера Мстеры решили по примеру коллег освоить лаковую миниатюру на предметах, изготовленных из папье-маше.

Первая партия полуфабриката из прессованного картона поступила в поселок из Федоскина. Через некоторое время производство шкатулочек и других предметов из папье-маше было налажено и в самих Мстерах. В это время создается новая артель «Пролетарское искусство», впоследствии преобразованная в фабрику.

Переломным моментом в ее работе становится 1931 год. Именно тогда мастерами артели впервые были изготовлены изделия, декорированные лаковой миниатюрой, выполненной темперными красками. В 1937 г. некоторые мастера Мстеры, также как и художники Палеха, получили ряд золотых медалей на Всемирной выставке в Париже.

Особенности мстерской миниатюры

Характерные для мстерской миниатюры признаки стиля сложились в период с 30-х по 50-е годы прошлого века. Как и в других поселках, мастера которых занимались рисованием миниатюр, в Мстерах хорошо сохранились традиции русской иконописи. Разумеется, на стиль изображений это оказало просто огромное влияние. Однако древние культовые мотивы при этом сменились на новые. Мстерские художники начали изображать реальных людей в реальной же обстановке. На шкатулках и ларцах часто можно видеть изображения рыбной ловли, лесозаготовок, обыденных деревенских будней, крестьянских работ и т.д.

Помимо бытовых сюжетов, мастера Мстеры зачастую использовали сказочные, исторические и былинные темы. Конечно же, отдавалась дань и модным в начале века революционным сюжетам и темам гражданской войны. Часто композиция мстерского сюжета строится на пейзаже. При этом может быть использован цветной фон. Пейзаж рисуется с большого расстояния и представляет собой некий художественный образ без множества конкретных деталей.

К характерным особенностям цветового решения мстерской миниатюры можно отнести:

• отсутствие черного фона. Это, пожалуй, одна из главных особенностей мстерского лакового промысла. Черными остаются лишь края. Фон же обычно загрунтован белилами;
• единство цветового многообразия осуществляется градацией цветовых переходов;
• жизнерадостный колорит и «ковровость» всех изделий;
• мягкость цветовых оттенков.

Мстерская миниатюра гораздо самостоятельнее палехской по отношению к самому предмету. При этом в сюжете практически отсутствует налет сентиментальности. Темы изображений реалистичны и жизненны. Мстерская миниатюра самобытна и неповторима. Современные мастера фабрики продолжают развивать искусство этого промысла, сохраняя при этом традиционные декоративность и узорность. В настоящее время в поселке возрождается искусство иконописи, а также монументальной живописи.

Мстерская миниатюра