ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
*обязательно для заполнения
eng
+7 495 973 1444

Из истории ювелирного искусства


Ювелирное искусство (нем. Juwel – «драгоценный камень») – изготовление художественных изделий (личных украшений, оружия, предметов декора и т.д.) из благородных металлов и драгоценных камней методами ковки, чеканки или литья. Для оформления может быть использовано травление, чернение, полировка, инкрустация, гравировка и другие техники.

Античное ювелирное искусство

Древнейшие из всех сохранившихся до наших дней ювелирных украшений были найдены в доисторических захоронениях. Представляют они собой изделия из тонколистового золота, украшенные простейшим геометрическим орнаментом.

Подлинными мастерами обработки золота были жители Азии, а также древние египтяне. Металл разгонялся ими в тончайшие пластинки, из которых и вырезали орнамент, предназначенный для украшения различных предметов – оружия, посуды, мебели, поверхности стен или потолков. Примеры подобного декора хранятся в египетских музеях Александрии и Каира. Этот интересная манера исполнения была назван немецким архитектором и теоретиком искусства Готфридом Земпером стилем «золотого листа». Именно он господствовал в доисторические времена, в эпоху античности, в землях Древнего Востока, в Перу и Мексике, а также в Европе в Средние века.

Ювелирные изделия, изготавливавшиеся в Древней Греции, по большей мере были тиснеными. Очень часто археологи находят изделия эллинов, выполненные в технике чеканки. Достаточно распространенными в Древней Греции были и приемы гравирования. Все изделия, выполненные мастерами этой страны, отличаются оригинальностью и достаточным изяществом.

Через некоторое время техники изготовления золотых изделий переняли у греков римские и этрусские мастера. В Древнем Риме своего наивысшего расцвета приемы «золотого листа» достигли в конце периода существования республики и в начале периода Империи. Доказательством тому может служить, например Золотой дом Нерона или пиры Помпея на тысячу персон с использованием золотых сервизов.

В раннеготический период ювелирное дело испытало большое влияние Востока. Об этом можно судить по многим дошедшим до наших дней украшениям и предметам того времени. Например, в Афинском музее можно посмотреть на известную кованую золотую чашу из Вафио.

В Эрмитаже хранятся сокровища из скифских царских курганов, найденные в Крыму, датируемые IV – V вв. до н. э. Общее представление о техниках изготовления серебряных ювелирных изделий того времени можно составить по Гильдейским сокровищам или хранящемуся в Парижской библиотеке кладу из Нормандии (III – II вв. до н. э.). С этих находок изготовлены гальванопластические копии, которые можно осмотреть практически во всех крупных музеях мира.

После распада Римской Империи все искусства, в том числе и ювелирное, пришли в упадок. В это время центр золотоделия перемещается на Восток – в Византию. Из дошедших до нас письменных источников стало известно, что, например, София Константинопольская была полностью украшена золотом. Однако, к сожалению, после завоевания Константинополя турками большая часть золотых и серебряных изделий была утеряна. В Европе традиции золотоделия в раннее Средневековье продолжали развиваться в германских и галльских колониях, а также во Фландрии и Англии. К важнейшим из всех сохранившихся золотых изделий той поры можно отнести румынский клад из Петроссы (IV в.), хранящийся в Бухаресте, клад из Наги-Сцент (V – VI вв.), который можно увидеть в Венской сокровищнице.

Ювелирное искусство Средневековья

После распада Римской империи полностью ювелирное искусство возродилось только к XI в. В Германии в этот период изделия из золота и серебра изготавливаются обычно в монастырских мастерских. Во Франции центр золотопроизводства находился в Реймсе. Местные мастера выполняли предметы домашнего обихода по образцу античных сосудов. Однако основным занятием европейских ювелиров раннего Средневековья было изготовление культовых предметов. Очень интересны, например деревянные фигурки Девы Марии, Христа и апостолов, покрытые золотом.

Язык готических форм продержался в культовом искусстве вплоть до XVII века. Ренессансные ювелирные украшения начали появляться лишь во второй половине XVI века. В эпоху позднего Средневековья большое распространение получает и светское ювелирное искусство.

Эпоха Ренессанса

Работы ювелиров эпохи Возрождения имеют свои особенности. Для них характерно богатство растительных орнаментов, а также геометрическая четкость конструкций. В начале XV в. появляется большое количество изделий, изготовленных из золота и серебра светского назначения. Драгоценности в это время используются для украшения одежды (края плащей, пояса, застежки, бляшки). В конце столетия получает большое распространение техника эмалирования, а в XVI веке расцветает искусство эмалевой портретной миниатюры. Эпоха Ренессанса стала самой значимой в истории развития прикладного искусства, в том числе и ювелирного. Именно в это время зародились традиции создания украшений, в целом сохранившиеся до наших дней.

Из истории ювелирного искусства