ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
*обязательно для заполнения
eng
+7 495 973 1444

Пирография как вид декоративно прикладного искусства


Пирография (буквально – «рисунок огнем») – особый вид техники декоративно-прикладного искусства. Может использоваться как при оформлении предметов, так и при выполнении графических изображений. В качестве основы для такого декора могут быть использованы самые разные материалы – фанера, картон, древесина, фетр, кожа, ткань. Поскольку чаще всего мастера выполняют рисунки на древесине, пирография больше известна, как выжигание по дереву.

Разновидности пирографии

В зависимости от манеры выполнения рисунка различают несколько видов выжигания по дереву.

Выжигание по контурам. Это самая простая разновидность. Готовый рисунок представляет собой выжженный контур.
Силуэтное выжигание. Фигуры людей и животных, а также элементы узоров и орнаментов выжигаются сплошным объемом.
Декоративное выжигание. Изображения, выполненные в этой технике, отличаются сочностью контуров и теней.
Выжигание со светотенью. Это наиболее сложная в исполнении разновидность.

История пирографии

Реализовать свой творческий потенциал человек стремился всегда. Одним же из самых доступных для обработки материалов всегда была древесина. В настоящее время существует огромное количество художественных ремесел, связанных с его обработкой. Выжигание по дереву занимает среди них особое место. Заниматься изготовлением таких изделий люди начали достаточно давно.

Самые первые предметы, декорированные подобным образом, были обнаружены в Перу. Датируются они 700 годом до н.э. Первоначально изображение наносилось на предмет с помощью огня. Позднее начали применять разогретые металлические стержни и гвозди, заточенные определенным образом. В XVII веке пирография становится очень распространенным в Европе промыслом. Первоначально мастерами декорировались предметы бытового назначения. Позднее, таким образом начали украшать и мебель. Орнаменты при этом использовались традиционные, точно такие же, как при изготовлении предметов из серебра и отделки одежды.

Значительно повышается профессионализм пиромастеров в XIX веке. Однако и в этот период данная техника декорирования изделия все еще остается по большей мере домашним хобби и не имеет коммерческого значения. Причиной этого являлось отсутствие специальных инструментов, которые позволили бы быстро выполнять работу. Типичный инструментарий мастера того времени включал в себя жаровню с отверстиями, переносной горшок и кочерга. На кочергу надевался специальный наконечник, и его вставляли в жаровню через специальное отверстие. У каждого мастера был целый набор наконечников разнообразных форм. Рукоятка кочерги покрывалась асбестом для того, чтобы предотвратить возможные ожоги. Позднее, помимо кочерги, начали использовать специальные трубки, по которым подавался газ.

Первый пирографический инструмент, конструкция которого напоминала паяльник, появился лишь в XX веке. Его изобретение стало поворотом в искусстве выжигания по дереву. Несмотря на свои довольно значительные габариты, этот прибор до сих пор используется в работе некоторыми пиромастерами. Они считают его достаточно удобным даже несмотря на то, что при длительном использовании его ручка сильно нагревается.

В 1962 году пирографический прибор усовершенствовал Рой Чайльд. Промышленный выпуск таких инструментов для выжигания был налажен в 1973 году; изображение стало наноситься на древесину раскаленной проволокой. В настоящее время инструмент для пирографии представляет собой еще более совершенный прибор. Проволочный наконечник имеет особую форму и держится в держателях из нержавеющей стали, что позволяет минимизировать нагревание ручки.

В 1975 г. в массовое производство был запущен прибор с жестким наконечником. Он отличается меньшей универсальностью, но стоит дешевле. Этим и объясняется его популярность у современных мастеров. Очень часто и этот, и описанный выше приборы используются в работе одновременно.

Пирография в России

В нашей стране пирография как один из видов ремесла появилась в IX веке. Уже в этом столетии древесина широко использовалась для изготовления разного рода декоративных изделий. При выполнении декора мастера учитывали особенности текстуры древесины, стараясь подчеркнуть ее красоту. Выжигание всегда занимало особое место среди декоративных ремесел. Декор, выполняемый таким образом был глубоко связан с традициями народного творчества.

Пирография во все времена развивалась параллельно с такими видами ДПИ, как точение, резьбы, мозаика, живопись по дереву, зачастую дополняя эти произведения искусства, а иногда выступая в качестве самостоятельного творческого объекта. В старину в России для нанесения рисунков использовали специальные металлические стержни, концы которых раскаляли докрасна. Иногда изображение наносили также при помощи специальных металлических клейм с выгравированными на них по мотивам народной резьбы рельефами. В наше время пиромастера используют специальный прибор, состоящий из ручки со штифтом и понижающего трансформатора. Наконечник таких приборов выполняется обычно из нихромовой проволоки.

Пирография