ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
*обязательно для заполнения
eng
+7 495 973 1444

Караваджизм


В одной известной работе искусствоведа Б. Р. Виппера, посвященной итальянскому искусству XVII-XVIII вв., караваджизм определяется, во-первых, как система художественных средств, присущая ранней стадии развития реализма в итальянской живописи и нашедшая свое максимальное выражение в творчестве Караваджо, и, во-вторых, как особое направление европейской живописи, получившее развитие в творчестве последователей самого Караваджо. Последовательно рассмотрим оба этих вопроса.

В начале XVII века в Италии огромное влияние имела болонская школа. Ее академизм, интерес к античности, тщательное изучение мастеров Ренессанса сделали много для становления художественного образования мастеров и сложения художественных школ, но догматы школы тормозили развитие индивидуальных особенностей творчества художников. Жесткое следование канонам болонской школы могло порождать заимствования, полотна мастеров Возрождения доминировали над личностью художника, сковывая его. Альтернативой и противовесом болонской школы выступило творчество Караваджо. Именно его неукротимая, буйная натура, идущая вразрез с правилами общественной жизни, могла разорвать каноны. Полотна Караваджо с одной стороны, барочные, с другой – отмечены печатью Ренессанса, но он дал ряд чрезвычайно смелых приемов, которые оказали огромнейшее влияние на творчество многих мастеров XVII века и развитие западноевропейской живописи.

Основные нововведения Караваджо:

• Монументализация жанрово-бытовых мотивов. Обычная жанровая сцена может возводится в ранг монументального полотна и, наоборот, в картине на библейские темы, предполагающие возвышенность, в изображении появляется жанровость. «Христос в Эмаусе» и «Призвание св. Матфея» по сути такие же жанровые сцены, как в картине «Шулеры».
• Высокая роль светотеневых контрастов для живописно-пластического решения картины.
• Применение приема кьяроскуро в живописи для контрастной игры, скульптурности и монументальности образов, выделения их из полотна картины.
• Создание жанра натюрморта как самостоятельного произведения.
• Натурализм в изображении.
• Демократизация образов, изображение простонародья.
• Повышенный интерес к жанровой сцене.
•Особенности композиции, применение разнообразных приемов: от полноростовых композиций до поясных, особенно интересны композиционные решения в «Гадалке» и «Шулерах».
• Повышенный драматизм и психологизм композиции.
• Особая роль объема.
• Стремление к реалистичности.

Это далеко не полный перечень нововведений Караваджо. Вообще все его новые приемы, так или иначе повлиявшие на появление караваджизма, нельзя уложить в схему, они являются самой сутью его творчества, которое можно только почувствовать.

Караваджо не оставил после себя учеников, известны только Бартоломео Манфреди и Чекко ди Караваджо, да и то они были скорее помощниками, Чекко в то же время выступал в качестве модели. Наиболее известен Бартоломео Манфреди, получивший большое признание даже за пределами Италии. Наиболее известны его произведения: «Игроки в карты», «Триумф Давида», «Отречение св. Петра». Стиль Манфреди достаточно сложно определить, в его творчестве преимущественно представлены картины на светские темы, поскольку он писал на заказ. Основные черты его творчества: изображение простонародных типажей, резкая игра контрастов переднего и заднего планов, сильно освещенные фигуры. Некоторые исследователи считают его стиль упрощенным стилем Караваджо, но он обогатил принципы Караваджо использованием символьного языка, широким применением аллегории.

Относительно влияния творчества Караваджо на европейскую живопись, можно выделить 2 главенствующие линии: свободная трактовка сюжета как противостояние барочности и академизму и подражание творчеству Караваджо с копированием его основных художественных приемов. Наиболее ярко караваджизм представлен в творчестве художников Италии, Голландии, Фландрии, Франции, Испании, Германии.

В начале XVII века в изобразительном искусстве Италии появилась потребность в реалистическом языке, непосредственности в художественном выражении замысла, поэтому стиль Караваджо приобрел множество сторонников, особенно в Риме, появилась римская партия сторонников Караваджо. Наиболее известны Орацио Джантилески и Карло Сарачени. Последний обогатил темную палитру Караваджо теплыми тонами, ввел в полотна лиризм. Близко к римскому караваджизму примыкает группа художников «бамбочатти», получившая свое название от прозвища голландца Питера ван Лара, которых интересовали прежде всего разнообразные стороны народной жизни, зачастую забавные. Эта группа способствовала появлению жанра голландских интерьерных сцен (Черкуоцци, Свертс). Жанр натюрморта получил дальнейшее развитие в творчестве ломбардца Эваристо Баскениса. Одно самых ярких проявлений караваджизма – творчество Джованни Баттиста Караччоло, взявшего за образец творчество Караваджо. В 30-е годы XVII века в Неаполе создается школа натюрморта, следовавшая принципам Караваджо (Лука Форте, Паоло Порпора).

В Голландии наиболее известен Тербрюгген, ставший родоначальником так называемого «утрехтского караваджизма», основными чертами которого являются оптимистический реализм, психологическая характеристика персонажей (в портретах) и ситуаций (в интерьерных сценах). С именем другого голландца, Геррита ван Хонтхорста связано создание новой школы караваджизма в Утрехте. Он обогатил направление созданием занимательных сюжетных сцен с живой и реалистичной портретной характеристикой. Творчество Хонтхорста окажет позднее значительное влияние на раннего Хальса. Во Фландрии доминировали Рубенс и ван Дейк, однако некоторые художники испытывали влияние караваджизма, например, Сегерс. Впрочем, сам Рубенс тоже был поклонником творчества Караваджо.

Во Франции караваджизм был явлением периферийным из-за широкого распространения классицизма, имевшего официальный статус в среде аристократии, однако именно французский караваджизм обладает разнообразием. Наиболее известны Кантон и Туссель, которым свойственно заимствование натуралистических принципов караваджизма. Боген и Луиза Муайон знамениты своими натюрмортами. Особо выделяется творчество Жоржа де Латура караваджистской передачей монументальных объемов, мрачной цветовой гаммой.

В Испании после доминирования маньеристских тенденций и академизма караваджизм стал тем стилем, который дал возможность мастерам найти свое выражение. Практически вся испанская живопись в 20-30 годы XVII века развивалась под знаком караваджизма: Рибальта («Евангелисты и святые»), Веласкес («Музыкант», «Продавец воды в Севилье»), Сурбаран («Распятие», церковь Сан-Пабло в Севилье). На смену караваджизму придут методы и находки Рубенса и Веласкеса.

Таким образом, караваджизм нашел своих сторонников в европейской живописи, за короткое время сумев захватить целые страны, художественные школы, уставшие от засилья академизма и стремившиеся преодолеть барочность и маньеризм. Караваджизм, неся отпечаток неистовой личности своего создателя, подрывал прочные основы академизма и заставлял мастеров искать свои собственные методы художественной выразительности. Естественно, в пределах разных стран и в творчестве разных художников он видоизменялся, приобретал новые черты, но оставался все-таки узнаваемым методом Караваджо.

Караваджизм