ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
*обязательно для заполнения
eng
+7 495 973 1444

Филиппо Брунеллески


Филиппо Брунеллески (1377-1446) – один из ведущих архитекторов, скульпторов и инженеров, стоящих у истоков итальянского Ренессанса. Стал основоположником линейной перспективы в эпоху Возрождения, внеся новое слово не только в архитектуру, но и в живопись. Его отец, нотариус, имел большие амбиции насчет того, чтобы сделать сына врачом. Филипп получил приличное образование. Среди предметов были оптика, механика, геометрия, латинский язык. Но, обладая невероятной ловкостью рук, юноша избрал другой путь и стал учеником золотых дела мастера.

В 1401 г. он принял участие в конкурсе на создание барельефа на вратах флорентийской баптистерии. «Жертвоприношение Исаака» была вершиной творчества Брунеллески как скульптора, но победа досталась другому мастеру – Лоренцо Гиберти. Но Филиппо не впал в отчаяние и вместе с другим скульптором Донателло отправился искать счастья в Рим. Первое время они жили за счет полученной профессии, гуляя в свободное время по Вечному городу. Там Брунеллески открыл магию античных развалин, которая произвела на него сильное впечатление. Он, конечно, продолжал заниматься скульптурой, но отныне архитектура заняла главное место в его профессиональной карьере.

Открытие линейной перспективы

Брунеллески открыл принципы линейной перспективы, известные древним грекам и римлянам, но потерянные или игнорируемые в Средневековье. Согласно этим принципам, можно нарисовать план здания, используя одну точку, по мере приближения к которой детали становятся меньше. При помощи перспективы художники его времени смогли создавать на полотнах трехмерное пространство, образуя реализм, которого не было раньше. Линейная перспектива, как художественный прием, вскоре распространилась по всей Италии и Западной Европе и с тех пор стала главным элементом в творчестве.

Купол собора Санта-Мария дель Фьоре

В 1295 году во Флоренции началось строительство нового собора по рисункам архитектора Арнольфо ди Камбио. В 1418 году встал вопрос о строительстве купола. И снова был объявлен конкурс, в котором Брунеллески на этот раз одержал победу. Хотя этот собор считается одним из первых плодов раннего Ренессанса, Брунеллески использовал стрельчатый купол с угловыми выступами, что присуще готике. В то же время, очевидно, что источником вдохновения послужил купол античного римского Пантеона. Восьмигранный купол создавался из кирпича, который выкладывали с легким наклоном внутрь. Купол начинается на высоте 9 метров, и для его возведения были созданы специальные приспособления. Традиционный замковый камень в вершине свода был заменен фонарем. Восемь нервюр (ребер) белого цвета и красная черепица создают яркий контраст, уподобляя купол цветку и эффектно выделяя собор на фоне других зданий.

Другие творения

Еще проходя мимо римских развалин, Брунеллески обнаружил архитектурную ценность колонны. В 1419 году Брунеллески нарисовал Воспитательный дом (1419-1444). Фасад дома был застроен длинным портиком с аркадой, опирающейся на девять колонн. Портик с аркадами стал излюбленной темой архитектора. Так был объявлен полный разрыв с готическим языком, еще господствующим в Европе.

Нет лучшей иллюстрации нового архитектурного кредо, чем базилики Сан-Лоренцо и Санто-Спирито, которые по структуре похожи друг на друга. Сакристия базилики Сан-Лоренцо (1421-1429) - первая погребальная капелла семейства Медичи, имеющая центрическую композицию. Все здание выстроено с геометрической точностью. Квадратное здание покрыто куполом с нервюрами и двенадцатью малыми сводами. Стены заполнены декоративными арками и полукруглыми окнами. Рифленые коринфские пилястры (колонны) поддерживают антаблемент. Тщательная организация пропорций интерьера привела к очень гармоничному пространству, что является идеалом ренессансной архитектуры. В случае Санто-Спирито трансепты и ограды хоров являются идентичными по размеру, тогда как нефы более растянуты.

Другая знаменитая работа – капелла Пацци возле церкви Санта-Кроче. Архитектор использовал математические и геометрические формулы для создания капеллы, которая по структуре похожа на Сан-Лоренцо. Полусферический купол без использования фонаря покрывает центральный квадрат (квадрат является центром прямоугольника). Фасад застроен портиком с шестью колоннами и аркой посередине. К его архитектурным работам также относятся палаццо Пацци-Кваратези (завершен в 1445 году), палаццо Питти (1425), Санта-Мария дель Анджели, военные крепости (в Пезаро, Пизе, Римини). Брунеллески был похоронен в соборе Санта-Марии-дель-Фьоре.

Влияние

Филиппо Брунеллески проявлял небывалое мастерство в решении технических вопросов, как это показал пример с куполом собора. Источником вдохновения для него служило наследие античной архитектуры: он использовал колонны, арки, коринфский ордер (самый декоративный). По причине использования этих элементов, изобретения и применения линейной перспективы в архитектуре он стал одним из главных архитекторов Раннего Возрождения.

Филиппо Брунеллески