ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
*обязательно для заполнения
eng
+7 495 973 1444

Мозаика на фасаде особняка Рябушинского


Бесспорно, роскошный особняк Рябушинского принадлежит к числу великолепнейших шедевров архитектуры стиля модерн. Его внешним и внутренним дизайном занимался известный архитектор Ф.О. Шехтель. Особняк возводился в период с 1900 по 1902 годы. В роли заказчика выступил столичный миллионер Степан Павлович Рябушинский. Он был владельцем редкой коллекции старинных икон, которые собирал, путешествуя по всей России. Массивный двухэтажный особняк, имеющий кубический объем и асимметричные выступы стен, отделан глазурованным кирпичом. Каждое окно имеет специфическую форму и размер, а его необычное окантовочное плетение прекрасно гармонирует с узором решеток балконов и ограды.

Ярким и красочным декоративным аксессуаром особняка Рябушинского, безусловно, является пролегающий по периметру верхней части объемный мозаичный фриз, на котором изображены ирисы. Выступающие плиты и арки карниза, отличающиеся по конфигурации и габаритам балконы сглаживают асимметричность и создают необходимую гармонию. Для стиля модерна был характерен тот факт, что фасады особняков и доходных домов не украшались классическими декоративными аксессуарами архитектуры. Фасады подобного рода зданий, как правило, декорировались росписями, майоликовыми панно, изразцовыми мозаичными фризами, рельефами, которые и составляли основу художественной композиции.

В более ранний период живопись и скульптура в интерьере и на стенах фасадов отдельно не выделялись. Параллельно с цветом они рассматривались как вспомогательный компонент системы иллюзорного декора. В стиле модерн даже утилитарный элемент расценивается как атрибут декорации, значение живописи и скульптуры как доминанты в интерьере подчеркивается некой свободой размещения на плоскости стены, вольготностью, если отталкиваться от принципов визуального рационализма архитектуры нового времени. Атрибуты скульптуры и живописи не имеют четких границ размещения на фасаде здания, они могут находиться в каком угодно месте. В каждом конкретном случае этот вопрос решается индивидуально, с учетом общей стилистики фасада здания. Такая вольготность размещения подтверждает тот факт, что значение синтеза искусств увеличивается изо дня в день.



В случае использования в декорации элементов скульптуры или живописи, эти виды искусства трансформируются из разряда вспомогательных аксессуаров в разряд первостепенных деталей декора. Таким образом, скульптура, живопись и архитектура играют доминантную роль в декорировании фасадов зданий эпохи модерна. В этом можно убедиться на примере особняка Рябушинского, где, в частности, мозаичный фриз является составляющей частью художественной композиции, который гармонично вписался в ритмику и систему местонахождения форм, ярких контрастов, разнообразную цветовую палитру фасадов.

Архитектор Ф.О. Шехтель предусмотрел в проекте особняка Рябушинского определенный математический уклон, кубический объем, асимметричность. Занимаясь внутренним интерьером помещений, он проявил максимум своих творческих способностей и таланта. В итоге комнаты были обустроены в стиле морской тематики. Парадная лестница, которая ведет на второй этаж, имеет вид спирали. Мрамор парапета с различными оттенками серого и зеленого в комбинации с лестничной конструкцией напоминают движение волн на море. На гребне волны смонтирован осветительный прибор, выполненный в виде медузы. Поражает своей необычностью буквально каждый атрибут интерьера, начиная от паркета, выложенного в виде рыбьей чешуи, и заканчивая колоннами с лилиями и саламандрами.

Мозаика на фасаде особняка Рябушинского