ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
*обязательно для заполнения
eng
+7 495 973 1444

Классическая флорентийская мозаика


Флорентийский вид мозаики появился еще до начала нашей эры и является древнейшим видом декоративно-прикладного творчества. Полотна мозаичных картин выполняются из цветного камня, так же, как и в случае римской, александрийской и русской мозаики. Взяв за основу технику выполнения мозаичных картин в античные времена, в эпоху Возрождения мастера стали создавать необычные полотна из мозаики. Художники Флоренции смогли достичь совершенства в создании своих шедевров из мозаики.

В большинстве случаев римские мозаики выполнялись из мрамора, а некоторые сюжеты - из полудрагоценных камней, которые потом вставляли в каменные плиты. Флорентийский метод существенно отличался от римского. При создания изображений на поверхности не требовалось никакой основы. Столешницы, шкатулки, настенные миниатюры и другие изделия, мастера изготавливали целиком. Они учитывали оттенки камня, его фактуру и естественный рисунок. Мастера Флоренции смогли расширить минеральную палитру используемых в мозаике камней и стали использовать агат, бирюзу, яшму, лазурит, кварц и другие камни. Как мы можем видеть, флорентийские мастера преуспели в своем деле, они настолько умело могли комбинировать камни по цвету и структуре, что даже сейчас их работы продолжают восхищать людей своей красотою и совершенством.

Именно во Флоренции к концу 16-го века придумали уникальную технику, которая увековечила этот город. В то время благородная семья Медичи владела самой известной мозаичной мастерской во Флоренции. Именно герцог Фердинанд Медичи являлся поклонником этого вида искусств, он смог внести большой вклад в развитие флорентийской мозаики. В его мастерских хранились уникальные традиции, которые даже в наше время мозаичисты всех стран применяют в своих работах. Производство мозаик в то время приносило государству огромную прибыль.

К основной существенной характеристике классической флорентийской мозаики можно отнести ее долговечность. Это стало возможным благодаря естественному оттенку камня, который не осыпается и не теряет со временем своей яркости. Кроме этого, изображения флорентийских мозаичных картин отличаются реалистичностью. Техника исполнения мозаичных полотен такова, что благодаря идеально подогнанным каменным пластинам создаются поистине неотразимые шедевры искусства. Примером такой может быть мозаичная картина «Тайная вечеря», в которой явно прослеживается мастерство художника и его умение создавать образ целой картины с помощью мелких частей мозаик различного цвета.

Для создания флорентийских мозаик старались использовать в основном твердые камни, но не все они были настолько тверды. Также большое внимание уделялось декоративным характеристикам камней, таким как блеск, яркость и др. Некоторые камни добывали на территориях, находящихся недалеко от Флоренции, а другие камни получали благодаря сотрудничеству с торговцами из других стран. Мастера мозаичного дела из Флоренции смогли досконально изучить свойства камней и придумали свои уникальные методы их обработки для получения нужного эффекта. Например, чтобы получить розовый оттенок мрамора, они нагревали его до необходимой степени. Халцедон сразу после добычи подвергали также нагреванию, а затем на год закапывали снова в землю. Это делали для того, чтобы камень приобрел ослепительный блеск и стал ярче.

В процессе создания каменных картин во флорентийском стиле, было предусмотрено несколько этапов. Художник должен был сделать эскиз будущего изображения, адаптированный под использование того или иного камня. Далее рисунок разбивали на фрагменты. В качестве основания выбирали ровную подложку, на которую помещали эти фрагменты рисунков и подгоняли их таким образом, чтобы они плотно друг к другу прилегали, после чего их склеивали при помощи специальных мастик. Полученную поверхность шлифовали и полировали до зеркального блеска. Мастер должен был заранее определиться, из какого камня будет выполнена композиция, продумав цветовые оттенки и переходы между ними, слоистость, вкрапления и другие параметры.

Флорентийская техника исполнения мозаики получила название commesso, что означало в переводе с итальянского «состыкованный». Камни, которым придавали различную форму, были настолько плотно подогнаны, что границу между ними сложно было различить. Это позволяло создавать красивейшие предметы интерьера. Искусство создания мозаичных картин в флорентийском стиле пользовалось большой популярностью около трех веков, начиная с 16 века. К концу 19 века флорентийская мозаика стала постепенно выходить из моды, но европейские страны уже успели перенять ее технику и опыт.


Классическая флорентийская мозаика