ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
*обязательно для заполнения
eng
+7 495 973 1444

Керамика в России

Искусство изготовления керамических изделий известно в России с незапамятных времен. Поскольку глина – это повсеместно распространенный материал, к тому же богатый художественными и пластическими возможностями, выполнять из него разного рода изделия бытового назначения было очень несложно. Вылепить из глины можно все, что угодно. С открытием обжига изделия, изготовленные из этого материала, стали практичными и самыми востребованными в быту человека.

Древняя русская керамика

В древних славянских курганах археологами найдено огромное количество черепков глиняной посуды. Самым первым способом ее изготовления была простейшая ручная лепка. Интересен тот факт, что подобные технологии сохранились у некоторых народностей на территории нашей страны до сих пор. Наряду с посудой изготавливались также глиняные фигурки птиц, животных и людей. По большей мере носили они культовый характер и считались оберегами. Эти интересные изделия можно считать прообразом лепных игрушек, методы, изготовления которых также сохранились до нашего времени. С изобретением в IX – X вв. гончарного круга процесс изготовления глиняных изделий упрощается. Творческое его начало при этом полностью сохраняется. Изготавливаемые мастерами сосуды отождествляются с природой и человеком. Об этом говорят даже названия частей керамических изделий, используемые и сегодня – носик, ручка, горлышко и т.д. Изготавливая подобные изделия, русские мастера всегда стремились сделать их не просто предметом бытового назначения, но и своеобразным украшением жилища.

Самым первым способом декорирования глиняных изделий становится лощение – нанесение блестящих полосок на поверхность сосуда костью или камнем. Известно два вида такой керамики.

Краснолощеная. Изделия, выполненные по этой технологии, имеют естественный красный цвет глины.
Чернолощеная. Такая посуда обжигалась без доступа кислорода в коптящем пламени. У этого вида керамики есть еще два названия – мореная или томленая. В некоторых регионах России эта техника сохранилась до наших дней.

Российская керамика XVII – XVIII вв.

В XVII веке для оформления посуды использовался орнамент, лощенный или тисненый. Четкие формы подобных узоров, а также особые способы отделки элементов делают их похожими на металлические. Использовался и другой, несколько более простой метод, называемый обваркой. Готовое и уже обожженное, еще горячее изделие окуналось в обычную мучную болтушку. Подобная обработка позволяла гончарам сделать стенки сосудов более прочными. При этом на них образовывался очень красивый естественный орнамент. В начале XVIII в. князем Меньшиковым в Стрельне была открыта первая фабрика по производству майолики. Мастера этого предприятия осваивают производство красивейших глиняных изразцов, основой для которых становится голландская керамическая плитка.

Первый фарфор был изготовлен у нас в стране в 1753 году на фабрике, созданной Елизаветой Петровной. Разработкой его занимался Д. И. Виноградов. Этим же мастером был изготовлен особый состав глазури, которой покрывались готовые изделия. С середины XVIII века в России открывается фабрика А. Гребенщикова, мастерами которой выпускается посуда с многоцветной и синей росписью. Его сын И. Гребенщиков осваивает технологию производства майолики. В этом же столетии был изобретен и первый русский фарфор. Параллельно с изготавливаемыми фабричным способом изделиями продолжает развиваться и обычное кустарное гончарное производство. В начале XX века керамика широко используется для украшения интерьеров. Изразцами украшают печи, стены и перегородки повсеместно. В этот период производством фарфоровых и фаянсовых изделий в России занимается товарищество М. С. Кузнецова. В 1917 г. это предприятие, как и все прочие, было национализировано.

Советская керамика

В марте 1918 года завод по производству фарфоровых изделий, основанный Елизаветой, был передан в ведение Национального Комиссариата просвещения. Первым заказом, выполненным мастерами этого предприятия, стало изготовление бюстов знаменитых революционеров. Об агитационном значении фарфора в Советской России не забывали никогда. Из этого материала изготавливались небольшие статуэтки красноармейцев, партизан и матросов. Очень интересны также фарфоровые шахматы «Красные и белые», выпускаемые на бывшем императорском заводе. Подобная продукция пользовалась огромной популярностью не только у нас в стране, но и за рубежом, поскольку выполнялась очень небольшими тиражами. Качество советского фарфора было достаточно высоким. Посуда расписывалась в немного примитивной манере. Эскизы при этом разрабатывали такие известные художники, как В. Кузнецов, С. Чехонин, В. Тимарёв и др. В наше время советский фарфор является предметом коллекционирования. На рынке появилось огромное количество подделок изделий ушедшей эпохи. Сегодня очень ценится керамика, изготовленная на Волховском, Дулевском, Конаковском, Дмитровском и, конечно же, на Государственном фарфоровом заводах.

Керамика России