ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
*обязательно для заполнения
eng
+7 495 973 1444

Обложка

Обложка – элемент художественного оформления книги, выполняющий защитную функцию. От переплета отличается большей мягкостью использованного для изготовления материала (бумага или картон), а также отсутствием форзаца (элемента, соединяющего книжный блок с переплетной крышкой).

Виды книжной обложки

В настоящее время различают всего четыре вида книжной обложки.

• Внакидку. Этот тип отличается одновременной прошивкой с книжным блоком, отсутствием канта и прямыми углами. Для изготовления используется тонкий картон или лакированная бумага.
• Предназначенная для обычного кроя. Также не имеет канта и приклеивается к поверхности корешка. Выполняется из бумаги с полимерным покрытием или специального переплетного материала на нетканой или бумажной основе.
• Предназначенная для кроя «впропуск». Выполняется без канта, но, в отличие от второго типа, приклеивается не только к корешку, но и корешковым полям первой страницы и последней (на 5-7 мм).
• Обложка с окантовкой корешка. Отличается прямыми углами и составляется из сторонок и корешка. Для изготовления используется бумага с полимерным покрытием или тонкий картон.

История

В древности для письма использовались самые разные материалы, начиная от глиняных табличек и заканчивая папирусом. В Древней Руси изображения выполняются на камне или дешевой бересте. Такие грамоты, как и египетские папирусные свитки, обложки не имели. Хранили их свернутыми в рулон. Однако у этого метода имелся один достаточно серьезный недостаток. Сохранить такую «книгу» надолго невозможно по причине хрупкости материала.

В середине XV в. папирус заменяет пергамент (особым образом обработанная кожа животных), отличающийся прочностью и гибкостью. Куски этого материала легко складываются пополам. Таким образом, книга и приобрела тот вид, к которому мы привыкли. Первоначально для дополнительной защиты страниц мастера по сшивке использовали дерево, которое обклеивалось кожей, закрывающей сгибы секций страниц. В качестве украшения использовались драгоценные камни, золотые и серебряные застежки. В связи с большой стоимостью таких книг в библиотеках их часто приковывали к столу цепями.

Настоящий переворот в книгоиздательском деле произошел с изобретением бумаги в 105 г. н.э. в Китае. В 751 г. искусство изготовления этого материала доходит до Самарканда, а потом в Багдад. В 900 г. бумага появляется в Египте, а в 1100 г. в Марокко. Вскоре способ ее изготовления осваивают и в европейских странах. Во Франции первая бумажная мельница была построена в 1348 г., в Англии – в 1494 г. Раньше всех этот материал начали изготавливать в Италии – в 1276 г. В России производство бумаги впервые было налажено в 1655 г. Именно тогда по приказу патриарха Никона на Пахре с помощью специально приглашенных для этого белорусских мастеров была выстроена большая мельница.

Появление собственно картонной печатной обложки относят к XVIII в. В это время книга становится гораздо более доступной для простого населения. Для печати начинает использоваться гражданский шрифт. Кожаная обложка постепенно уступает полукожаной и папочной. Для брошюр используется печатная, чаще всего выполненная из плотной и прочной бумаги синего цвета. В XVIII в. бумажная обложка не была такой основательной, как в наше время. Тогда ее воспринимали скорее, как временную «одежду» для книги, которую нужно было менять.

Способы изготовления обложки в наше время

Сегодня книги в обложке (брошюры) изготавливают с использованием самых современных инструментов и технологий. Это позволяет получать необыкновенно красивые и долговечные издания. Блок страниц скрепляется с обложкой посредством специально разработанных для этого клеев. При этом часто проклеивается не только плоскость корешка, но и корешковая кромка страниц, то есть используется способ «впропуск». Иногда применяется дополнительная прошивка на специальной машине. В некоторых случаях брошюра может быть дополнена так называемой суперобложкой, на которую возлагаются, прежде всего, художественно-рекламные, декоративные и защитные функции. При печати книг с мягким переплетом этот элемент придает последнему дополнительную прочность. Печатают его на мелованной бумаге не слишком большой плотности, иногда металлизированной.

Для нанесения на обложку рисунка чаще всего используется метод офсетной печати. В том случае, если этот книжный элемент выполнен из пластика, могут быть применены приемы шелкографии и тиснения. Для бумаги часто используют УФ-лакирование.

Выбор того или иного материала для обложки зависит от:

• дизайна издания;
• уровня сложности изображений;
• требований к качеству печати;
• ориентировочного срока эксплуатации книги.

Учитывается и коммерческая целесообразность. При срочной печати может быть применен способ «ризограф», позволяющий выполнять большое количество экземпляров в предельно сжатые сроки. Так печатают издания в черно-белом изображении (методички, научные брошюрки и т.д.). Данный способ печати хорош, пожалуй, лишь своей экономичностью.

Обложка