ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
*обязательно для заполнения
eng
+7 495 973 1444

Иконопись великой Византии

Византийская империя совершенно справедливо считается родоначальницей многих видов художественного искусства, и иконопись не исключение. Непростая судьба была у иконописцев, тяжело закладывалась новая стезя в творчестве, часто с переменным успехом. Встречая серьёзные противодействия со стороны властей, иконопись была в упадке почти век, а затем обозначился ее рассвет на три столетия вплоть до падения Константинополя, но даже после завоевания столицы культура Византии распространялась в Египте, Малой Азии, среди древних русичей, армян – целый ряд регионов перенимал принципы константинопольского искусства.

Запреты

Несмотря на библейский запрет, призывающий не иметь никаких рукотворных идолов, к VI веку икона стала обычным предметом быта, символом религии, частью государственной политики. Для ряда городов и империи чудотворные иконы были провозглашены палладиумами-защитницами. Затем настали чёрные времена.

Что представлял собой период иконоборчества? Лев III Исаврянин, правивший с 717 г., поступал в соответствии со своим именем, безжалостно гнал и убивал художников, преданных этому жанру. Причин можно предположить несколько. Возможно, варварская натура властителя (поговаривали, что он из племени диких исавров) не позволяла ему понимать и принимать почитание икон, более того, он объявил данный вид искусства суеверием и язычеством.

Следующим поводом для репрессий могут быть насмешки мусульман над фанатической верой христиан, задевавшие самолюбие Льва. Как ни странно, представители другой религии освободили византийцев от чрезмерного давления и шантажа со стороны церкви, выманивающей деньги у народа, используя их духовность, хоть и ненадолго. Более убедительной причиной кажется стремление правителя к авторитарной власти, а для этого следовало уменьшить роль духовенства, распространявшего государственные посты на свою паству. В 726 г. Лев III издал указ, запрещающий почитать иконы как святыню и несущий требование размещать их в местах поклонения выше человеческого роста. Представители церкви открыто обвинили императора в святотатстве. Народу пришлось делать выбор, чью сторону занять, и государство разделилось на два враждующих лагеря – иконоборцев и иконопочитателей.

Кровавые распри продолжались до самой смерти императора и продолжались во времена правления его преемника Константина V Копронима. Лишь императрица Ирина, афинянка по происхождению, предприняла попытку вернуть иконописи былую славу, но в 802 г. она была предана и удалена от власти. Патриарх Феодот в 815 г. с торжеством и улюлюканьем возобновил и усилил гонения монахов. Отнимая их земли, закрывая монастыри, ссылая и жестоко казня, патриарх на корню зарубил малейшие попытки к сопротивлению. 843 г. принёс победу – решение Седьмого Вселенского собора об иконопочитании было утверждено, и с тех пор эта дата ежегодно отмечается, как великое событие для Церкви, но давление и жестокость императоров неизменно чувствовались ещё долгие годы.

Как рождалась иконописная символика

На заре христианства верующие были вынуждены тайно собираться в катакомбах, которые являлись и убежищем, и храмом, и местом погребения. Стены были побелены и покрыты живописью, постепенно античная культура трансформировалась, а образы приобрели свою собственную символику. Амуры из древнегреческих соединителей сердец стали представляться нежными ангелочками, Психея стала символом чистой христианской души. Гроздь винограда с лозой, вечный атрибут бога Диониса, стала означать хлеб и вино, заменяя плоть Иисуса. Античный пастушок символизировал самого Христа, с любовью пасущего овец, символизирующих прихожан. Выражение лиц для икон была взята за основу с надгробных портретов. Именно поэтому люди на фресках как бы оторваны от реальности и не имеют ничего общего с плотской жизнью. Их лики бесстрастно глядят, распахнутые глаза видят то, что простому смертному не дано узреть. Этот образ закрепился в византийской иконописи в качестве канона, имел широкое распространение и незыблем до сей поры.

Менялись только материалы, техники и средства передачи образа. Достаточно долго энкаустика была основной в написании икон, возможно, из-за доступности материалов, а возможно, из-за удивительного эффекта, который роспись производила на зрителя. На жаровне воск смешивался с красителями, и благодаря тёплой массе отдельных мазков начинал появляться образ. Цветные пятна, находя один на другой, то расплываясь, то сливаясь, создавали живую и убедительную фигуру. Значительно позже большое внимание стали уделять иконам, написанным темперой. Античное начало всё больше сдавало позиции, гармония теле человека перестала быть основополагающей, доминирующая духовная сущность вытеснила физическую мощь и красоту, жертвуя в большой степени реалистичностью в передаче образа. Выразительность выше анатомии – главный принцип образовавшегося иконографического канона.

Византийская иконопись