ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
*обязательно для заполнения
eng
+7 495 973 1444

Каллиграфический орнамент

Каллиграфический орнамент (греч. καλλιγραφία — «красивый почерк») состоит из частей текста или отдельных букв. Особенно распространен данный вид декора был в Японии, Китае, Иране, в Древней Руси. Применялся он для оформления разного рода предметов бытового назначения. Каллиграфический орнамент еще называют эпиграфическим (ἐπιγραφή — надпись). Часто подобные надписи имеют исключительно декоративное назначение. То есть смысловое содержание в них совершенно отсутствует. В этом случае орнамент называют псевдоэпиграфикой. К примеру, подобный узор встречается в испано-мавританской керамике XIV—XV вв.

Мусульманский эпиграфический орнамент

Как известно, мусульманство запрещает выполнение изображений животных и людей в религиозных книгах, на культовых сооружениях и т.д. Относительно светских предметов искусства подобного запрета не имеется. Однако и в этом случае такие изображения считаются нежелательными, а их выполнение порицается. Поэтому мусульманский орнамент включает в себя в основном растительные мотивы. Кроме того, нередко в нем встречаются и каллиграфические надписи. По сути, именно текст и в частности эпиграфический орнамент является в мусульманстве аналогом христианской иконы.

Первым мусульманским каллиграфам по преданию считается живший в XII веке Халид Аби Хаййаз. Однако, к сожалению, работы его не сохранились. В XVIII веке каллиграф Готба изобрел 4 особых стиля – мединский, мекканский, куфи, басрийский. Также, по мнению некоторых историков, данным искусством владел Али, зять пророка Мухаммеда. Однако документальных подтверждений этому не имеется. Арабские слова сочетаются в мусульманских орнаментах с растительными мотивами. Композиция при этом очень часто связывалась с почитаемым на Востоке Древом жизни, листья которого соотносились со словами Корана. Зачастую арабская каллиграфическая надпись теряла свое смысловое значение, трансформируясь в нечто абстрактное, что и позволило классифицировать ее как одну из разновидностей орнамента. Подобными каллиграфическими узорами обычно украшались Коран и другие богословские произведения. Помимо прочего, орнамент из надписей часто использовался для декорирования культовых сооружений. Прекрасным примером этому может служить знаменитый Тадж Махал. В частности, эпиграфический орнамент обвивает верхние арки и представляет собой инкрустацию черным сланцем на фоне белого мрамора.

Славянская вязь

Орнаментальной вязью называют обычное кирилловское письмо, выполненное в декоративной форме и связанное в единую строку. Мнения ученых о времени возникновения славянского письма очень сильно разнятся. Дело в том, что точных фактических данных относительно этого вопроса не имеется. Известно лишь, что в I в. н. э. славянские племена заселяли огромнейшие территории всех частей Европы, зачастую соседствующие с Грецией, Римом и Египтом. Славянские «варвары» достаточно часто нарушали границы этих цивилизованных государств. Поэтому было решено для обуздания обратить их в христианство. До принятия этой религии наши предки пользовались для письма рунами. После крещения им на смену пришла кириллица. Вязь стала одним из декоративных ее видов. Первые подобные орнаменты появились у славян в XIII в. И именно на русской земле это интересное искусство нашло широчайшее распространение и достигло необыкновенного расцвета. В значительной мере этому поспособствовали следующие обстоятельства.

• Наиболее важным приемом в написании вязи является мачтовая лигатура. При этом вертикальные части соседствующих букв выполняются как одна. Кириллица же содержит целых 26 букв с мачтами.
• Особенно часто вязь начали использовать после того, как из славянской письменности начали исчезать буквы «ь» и «ъ». Это стало причиной того, что самые разные согласные буквы начали соседствовать в тексте. При этом их было удобно связывать мачтовыми лигатурами.
• Еще одной причиной широкого распространения вязи на Руси стали ее высокие декоративные свойства. Она служила просто отличным украшением колоколов, икон, утвари, книг, надгробий, текстиля и т.д.

Одним из самых известных исторических памятников, украшенных славянской вязью, является Царь-колокол. Помимо всего прочего, вязь очень часто применялась в качестве украшения в заглавиях рукописных церковных и византийских книг. К концу XV века в печатных изданиях она использовалась повсеместно. Широкое распространение этот вид декора получил в Новгороде и Пскове. Очень часто подобное оформление использовали и в Троице-Сергиевой лавре. Однако самые яркие и интересные образцы вязи были выполнены в XVI в. во времена царствования Ивана Грозного. При царском дворе имелась каллиграфическая мастерская, руководил которой митрополит Макарий. Использовал вязь в своих книгах и Иван Федоров. Начиная с XVIII века, вязь в книгах и предметах быта практически перестала применяться. Известны лишь старообрядческие книги XVIII – XIX веков, содержащие подобные элементы оформления.

Каллиграфический орнамент