ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
*обязательно для заполнения
eng
+7 495 973 1444

Сухая игла

Гравюра сухой иглой – это разновидность гравюры на металле. Она возникла в XV веке, и часто применяется на завершающем этапе или подправки офортной доски. В России техника сухой иглы применялась с середины XVIII столетия в сочетании с гравированием резцом, офортом, пунктиром. Среди мастеров, прибегавших к технике - Е.П. Чемесов. Отличительной особенностью этой техники являются барбы – углубленные борозды с поднятыми заусенцами, которые не сглаживаются, что придает мягкость и бархатистость оттиску.

Этот вид гравирования технически проще и доступнее офорта, так как он не требует ни грунтовки, ни травления. Штрихи наносятся непосредственно на отполированную медную или цинковую доску просто механическим воздействием руки художника, вооруженной крепкой стальной, а еще лучше — алмазной гравировальной иглой. Доску, то есть металлическую пластинку готовят так же, как для офорта: шлифуют, полируют, снимают фацет и закругляют углы. Основными инструментами здесь остаются иглы, шабер и гладилка (воронило). Иглы должны быть крепкими. Их приходится особенно часто точить — от сильного нажима они быстро тупятся. Затачивать их надо относительно круто и равномерно со всех сторон. После заточки их шлифуют на мелкозернистом камне.

Перед гравированием рисунок на доску наносят просто графитным карандашом, его слегка видно на полированном металле, и эти линии служат как бы подготовительной стадией для дальнейшей проработки рисунка иглой. Для лучшей видимости первоначального рисунка доску можно предварительно загрунтовать тонким слоем гуашевых белил, по которым уже и рисуют карандашом или даже иглой. Затем гуашь смывают. Глубина, ширина и вообще характер штриха в этой гравюре определяется целиком характером иглы и силой нажима на нее. На гладко отполированной поверхности металла — меди или цинка — острая стальная игла оставляет тот или иной след: при слабом нажиме на иглу на пластине остается след в виде линии с чистыми краями, как в травленом офорте, при более сильном нажиме игла глубже входит в пластинку, образуя бороздку с рваными острыми краями, заусенцами, которые поднимаются с одной или с обеих сторон бороздки в зависимости от положения иглы — вертикального или наклонного. Эти заусенцы, сопровождающие штрихи на гравюре, называются барбами и представляют собой отличительную черту такой гравюры. При печати краска заполняет не только штрихи, которые благодаря барбам становятся более глубокими, но задерживается и с наружной стороны барб, образуя общий красочный бугорок, что сообщает штриху в оттиске особо насыщенную черноту. Диапазон тональной насыщенности в этой технике больше, чем в какой-нибудь другой гравюре, — она позволяет наносить штрихи от самых глубоких до нежнейших, еле уловимых. Сочетание столь разной силы штрихов создает на оттиске подобие живописных пятен.

При корректировке законченной гравюры ее натирают краской, чтобы яснее выявить как штрихи, нуждающиеся в ослаблении, так и штрихи недогравированные, которые требуется еще усилить иглой. Неправильно нанесенные или слишком энергичные штрихи можно полностью уничтожить или хотя бы значительно ослабить, соскабливая их шабером, а затем заглаживая гладилкой.

Хотя сухая игла — техника во многих отношениях несравненно более легкая, чем травленый штрих, позволяющая художнику быстро фиксировать непосредственно на доске свои творческие замыслы, она имеет и свои недостатки. Во-первых, здесь невозможна та легкость и свобода движения иглы, которые характерны для офорта. Эта свобода еще в какой-то мере сохраняется при нанесении очень слабых штрихов, но глубокие штрихи требуют существенного физического усилия, что сковывает движение руки художника. Второй недостаток — барбы, в значительной мере определяющие своеобразие и достоинство этой техники, при печати быстро заминаются, пропадают. Вследствие этого более или менее полноценными могут считаться лишь первые 15-20 отпечатков. Подготовка доски к печати и печать производятся так же, как и в офорте. Но есть и отличие: забивать доску краской с помощью тампона в этой технике нельзя, это делают большой щетинной кистью. Техникой сухой иглы иногда пользуются не самостоятельно, а как дополнением, доработкой травленого штриха.

Избранные работы

«Голова льва» (1896), В. А. Серов.
«Три креста» (1653), Рембрандт.
«Черные острова Лох-Эвэ», (1875), Ф. Г. Хамертон.

Сухая игла