ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
*обязательно для заполнения
eng
+7 495 973 1444

Хромолитография

Хромолитография (греч. chroma - цвет) – это способ печати тиражных изображений с использованием нескольких цветов. Для каждой краски при этом изготавливается отдельный штамп (на камне или цинковой пластине). Относится к техникам плоской печати. Разновидность литографии в цвете. При использовании этого способа краска переносится со специального литографического камня на бумагу или холст. Иногда литографию и, в частности, хромолитографию ошибочно классифицируют как гравюру.

История возникновения

Литография была изобретена в конце XVIII века. Впервые этот способ применил в 1796 г. баварский художник Алоис Зенефельдер. Именно им в Мюнхене была открыта первая мастерская по тиражированию подобного рода графики. Достаточно быстро этот метод становится необыкновенно популярным. Дело в том, что печать изображений с камня оказалась процессом куда более дешевым, чем при использовании техники офорт, очень распространенной в то время. Кроме того, такими штампами можно было выпускать рисунки необыкновенно большими тиражами. Однако при всех достоинствах литография имела один достаточно серьезный недостаток. Цветные изображения в этой технике выполнить было невозможно. Это серьезное упущение было исправлено в 1833 г. русским мастером К. Я. Тромониным. Но авторство этому художнику можно приписать лишь частично. Дело в том, что технику печати цветных литографий, получившую впоследствии широчайшее распространение, он заимствовал по его собственным словам , из книги того же Зенефельдера, случайно попавшей ему в руки. Возможно, поэтому открытие русского художника не принесло ему особой известности в этом плане.

Техника выполнения

Для штампа берут обычно плоский известняк и полируют его до максимально гладкого состояния. Далее на нем выполняют кислотоупорными красками необходимый рисунок. Затем камень протравливают азотной кислотой. Те места, на которые не была нанесена краска, подвергаются действию этого реагента, в результате чего получаются углубления. Для того, чтобы выполнить изображение на бумаге, на подготовленную таким способом печать наносят валиком краску. Затем посредством литографского станка делается оттиск на материале. Отличительной особенностью собственно хромолитографии считается то, что рисунок выполняется в несколько слоев. То есть каждый цвет печатается своим штампом. Иногда для получения качественного цветного изображения используют до 30 вытравленных пластин. В наше время камень обычно заменяют алюминием или сталью.

Способы нанесения изображений на литографский камень

•  Литографская кислотоупорная краска наносится на камень кистью точно так же, как на бумагу, обычной штриховкой.
• Вместо кисти используется жирный мелок, вставленный в держатель (литографский карандаш). Поверхность камня предварительно подвергается зернению. Для этого используется толченое стекло или песок. На такой поверхности карандаш оставляет сочную мягкую линию. Данный способ для хромолитографии применяется редко, поскольку больше подходит для выполнения имитаций рисунка углем.
• Прозерненный камень покрывают специальным воском. Далее делают размывку специальной тушью, разбавляя ее водой до получения необходимого тона. Затем камень вытравливают. Этот метод отлично подходит для хромолитографии, однако отличается сложностью в том плане, что даже небольшое передерживание пластины в кислоте может привести к вытравливанию нанесенного размывкой изображения.
•  Выскребание по асфальту. На зерненный камень наносят растворенный в скипидаре асфальт. Далее проскабливают рисунок иглой и шабером. Там, где асфальт будет процарапан только до верхушек зерна, получится насыщенный тон. В тех местах, где грунтовка прорезана глубже – светлый. Там же, где игла и шабер не использовались, краска будет максимально яркой.
•  Работа на переводной бумаге. При этом способе рисунок выполняют на подготовленной особым образом бумаге, используя литографский карандаш. После того, как изображение будет готово, его прислоняют к камню и тщательно прокатывают. В результате зажиренный рисунок переносится на поверхность штампа. Далее камень вытравливают обычным способом. Существует так же масса других приемов выполнения хромолитографий – работа с аэрографом, тангиром, брызгами и т.д.

Литография и хромолитография как ее разновидность и в наши дни остается излюбленным приемом многих художников. В технике исполнения изображений при этом практически ничего не изменилось. Сегодня этот метод используют в основном в книжной и станковой графике, а также прикладной графике и плакате.

Избранные работы в технике хромолитографии

«Эпизод Бородинского сражения» (1912 г). Хромолитография Н. Богатова. Представляет собой иллюстрацию к стихотворению Ю. Лермонтова «Бородинское сражение».
«Постоялый двор» (1972 г.). Изображение неизвестного мастера. Впервые было опубликовано в Мэриленде.

Хромолитография