det_text
Мозаичный ковер, расположенный в холле, имеет размеры 2100 на 3000 мм. Несмотря на достаточно большой размер, использование чистых цветов в рисунке, а также растительные мотивы, примененные в мозаике, он не вызывает впечатление навязчивости или ощущения перенасыщения интерьера. Мозаичный ковер выступает в качестве необходимого элемента, предваряющего интерьер всего помещения, и идеально сочетается с коваными решетками лестниц, выполненными в стиле ар-деко и мрамором пола. Необходимо отметить, что мрамор пола имеет неоднородность, он выполнен из отдельных плит, имеющих диагональное расположение и отличающихся тональными вариациями от бежевого до светло-бежевого. Мозаичные плитки фона ковра, выполненные в более темной цветовой гамме составляют единство в пространственном расположении и цветовой контраст с плитами пола, то есть обыгрываются 2 основных мотива – диагонали и прямоугольника. При этом, они смягчаются цветочным орнаментом, которому чужда строгая геометрия.
Расположение мозаичного ковра в холле также призвано служить цели особой световой игры, основанной также на единстве противоположностей. С одной стороны, более темный по цвету мозаичный ковер гасит излишние световые блики полированного мрамора, с другой – за счет переливов золотых смальт создает неповторимую игру света на своей поверхности. Сталкиваясь с таким «неожиданным» эффектом в мозаике, как внезапное свечение: обычно, зритель не рассчитывает, что она начнет играть блестками и собственным светом. Наш же мозаичный ковер поражает этим внезапным эффектом, порожденным внутренней сущностью мозаики.
Ковёр из мозаики с цветами в холле из смальты
Центральная часть ковра заполнена переплетающимися линиями цветов в стиле ар-деко на коричневом фоне с вкраплениями плиток мозаики охристого цвета, создающих разнообразие и стилевое единство с 2 поясами окантовки. Разнообразие цветов не вызывает ощущения переполненности, а, наоборот, создает впечатление цветочного поля. Наши художники при разработке рисунка стремились избежать появления чистых цветов в колорите, используя преимущественно оттенки красного, зеленого, голубого. Рисунку цветов свойственна стилизация, не точное воспроизведение определенного цветка, а их переосмысленная художественно копия. По своей форме мозаичные цветы чрезвычайно разнообразны: переплетаются в диковинном узоре на волшебной поляне пенные хризантемы, вырастают, раскрываются бутоны и венчики, зеленеют листья. Каждый из цветов решен композиционно вариациями одного цвета, то есть полутонами, создающими впечатление пространственности, в то же время - определенной стилизованности. Не стремясь к фотографически точной передаче форм и для создания эффекта внутреннего свечения ковра, стебельки выполнены плитками из золотой смальты, при боковом освещении создающим особую игру света, некую флюоресценцию, слегка приглушенную матовым рисунком соцветий.
Подбирая цвета мозаичных плиток, мы стремились включить плитки, имитирующие текстуру листьев, а также создать гармоничное сочетание темно и светло-зеленого, создающие ощущение трехмерности, затененности нижних частей листьев. Расположение цветочного орнамента на плоскости мозаичного ковра подчинено волнообразному ритму, который создает удивительный контраст с геометрическими формами всего мозаичного изображения. Именно это сочетание волнообразности и хаотичности в расположении цветов сдерживается прямоугольной рамой окантовки ковра, которая подчинена линейному ритму. Создается впечатление, что растительная жизнь кипит в центре мозаичного полотна ковра, но, сдерживаемая линейным ритмом окантовки не может выплеснуться на поверхность всего пола. Это своего рода окно, наполненное растительной жизнью на поверхности холодного мрамора. И контрастное противопоставление: спокойная гладь мрамора пола с отсутствием жизни и буйство растительных форм в центре мозаичного ковра.
В плавных изгибах линий цветов видно, как они, то поворачиваются своими бутонами друг к другу, то отворачиваются, словно находятся в постоянном движении, не подчиняясь продуманному строгому ритму прямых линий, это, несомненно, и есть то удивительное свойство ар-деко, которое ценится в интерьерах помещений.
французский ар деко в цветочном узоре напольного ковра из мозаики
Если посмотреть ближе на отдельные бутоны цветов, то можно увидеть, как созданы их удивительные формы с помощью вариаций полутонов: отдельные мозаичные плитки ярко-красного цвета соседствуют с розоватыми, которые затем переходят в кремовый, белый с прожилками розового и обратно. Расположение цветовых пятен не подчиняется продуманному и строгому ритму, это музыкальное созвучие полутонов, присущее природе, которая столь богата на изумительные творения. Каждое соцветие собрано из множества маленьких плиток с точнейшей подгонкой друг к другу. Если обратить внимание на листья, то они кажутся наполненными жизнью, имеют прожилки, цветовые переходы, одни из них молодые и изумрудно – зеленые, другие – темноватые, одни освещенные, а другие находятся в тени. В воплощении подобных вариаций переходов проявляется все мастерство наших мастеров и художников.
Если внимательно вглядеться в фон, на котором разыгрывается цветочная феерия, то можно увидеть, что он также выполнен из маленьких плиток, поражающих разнообразием внутренней текстуры. Именно сочетание золотых смальт и внутренней текстуры плиток, обладающей переливами, наполняет мозаичный ковер жизнью и делает его роскошнее и ярче, чем настоящие ковры.
цветочная феерия из мозаики и смальты в стиле ар деко на напольном ковре в холле коттеджа
Вглядевшись в крайние фрагменты ковра, можно увидеть, как рама из золотых смальт препятствует хаотическому движению внутреннего орнамента из цветов, которые словно стремятся вырваться за пределы рамы и заполнить собой весь интерьер, их соцветия и листья касаются окантовки, но не в силах преодолеть золотой барьер, отделяющий их от интерьера.
Если центральной части ковра, представляющей прямоугольную раму свойственно ничем не сдерживаемое волнообразное движение, то во внутренней окантовке присутствует уже линеарная упорядоченность движения рисунка цветов при сохранении внутренней волнообразности, постепенно переходящей в строгий геометрический орнамент внешней окантовки. Этот прием использован нами для плавности стилевого перехода от центра мозаики к периферии, он может ассоциироваться с постепенным упорядочиванием хаотического движения, обуздания его линеарностью.
Присмотревшись, можно заметить, как меняются цвета в зависимости от угла зрения на мозаику. При взгляде сбоку видно, как мозаика приобретает некую прозрачность, как сливаются с тоном мраморного пола части соцветий, образуя стилевое единство, как затихает блеск золотых смальт и как наливаются красным цветом охристые плитки фона. При основном освещении мозаика создает впечатление настоящего ковра, имеющего особую светоносность, а в темном холле, слегка освещенным светом из другой комнаты, мозаика приобретает загадочный золотистый блеск, начинают искриться стебли, наполняется волнообразным движением центральная часть ковра.
мозаичный ковёр в стиле ар деко, пионы из мозаики, розы из смальты
Год создания:
2009
Место расположения:
Москва
Габаритные размеры (ВхШ):
3000 х 2100 мм.
Площадь мозаичного панно:
6,3 м2
Дизайнер:
Тамара Матвеева
Художник:
Светлана Галаган
Мозаичный ковёр с цветами. Французский мотив ар деко