ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
*обязательно для заполнения
eng
+7 495 973 1444
библиотека дизайнера

Европейский символизм


Символизм (фр. symbolisme, от греч. σύμβολον — символ, знак) – направление в искусстве. Первоначально возникшее в литературе, оно получило дальнейшее развитие в музыке, изобразительном и театральном искусстве. Возникновение символизма обычно связывают с Францией 70-80-х годов XIX столетия, наивысшей точки своего развития он получил в конце XIX – начале XX веков во Франции, Бельгии, Германии, Норвегии, Америке, России. Символизм является одним из важнейших направлений искусства. Символизм как течение, зародившись в конце 19 века, являлся реакцией на развитие реализма, натурализма и научного позитивизма, это своеобразное противостояние бурному развитию научно-технического прогресса. Символизм был частью антирационального, антиматериалистического мышления, противовес миру реальных вещей, техники, материи. Необходимо отметить, что символизм начал развиваться в то время, когда стала изучаться сфера психики человека в медицине, а также получили широкое распространение в обществе идеи спиритуализма и мистицизма.

С другой стороны, символизм как художественное течение был логическим продолжением ренессансного искусства, интереса к античности. О большой роли символов можно говорить в работах Леонардо да Винчи, гравюрах Дюрера, аллегорично-метаморфических, наполненных символическим звучанием. Огромнейшее значение символ имеет в работах Босха, можно говорить и о символических пейзажах Лоррена, однако это еще не символизм как художественное течение, получившее теоретическое обоснование.

Говоря о символизме как художественном течении, необходимо ограничить его от стиля модерн, получившего развитие также в конце XIX-начале XX веков. Понятие «модерн» обычно применяется для обозначения нереалистических течений в искусстве и литературе, таких как экспрессионизм, кубизм, футуризм, акмеизм, сюрреализм. Однако творчество художников модерна не умещается в рамки этого узкого определения. Символизм и модерн не противостоят друг другу, а органично взаимосвязаны, модерн вырастает на почве символизма, более правильно считать, что символизм и модерн идут параллельно, но модерн основывается на символизме, добавляя свои методы и свое осмысление действительности.

Символизм обращается к темам, которые нельзя постичь с помощью законов логики, которые лежат в плоскости, находящейся над миром обычных вещей. Символ является смыслом и глубинной сутью явлений, основой для постижения тайн бытия, символ также служит квинтэссенцией тайн бытия, он связан с прозрением, внутренним взглядом на мир. Часто символизм связан с бессознательным, в котором в нерасчлененном виде находятся «семена вещей и явлений». Символ является также универсальным инструментом познания, а художник-творец – это посредник между мирами реального и сверхчувственного. По философии символистов, за миром реальных, видимых вещей лежит настоящий, подлинный мир, а наш чувственный мир – это только бледное отражение того, находящегося за пределами, поэтому задача художника увидеть и показать истину. Интерес к античной или христианской мифологии у символистов можно объяснить не только интересом к искусству Ренессанса или античности, а, скорее, тем, что миф – это ядро символов, в сакральности мифа кроется ключ к познанию тайн Вселенной и объяснение первопричин сущего.

Истоки символизма

Истоки символизма часто определяются исследователями как лежащие в плоскости романтизма, литературы и живописи, именно там появляются: мистицизм, аллегоричность, интерес к таинственному (творчество Рунге и Фридриха очень символично по своей сути, несмотря на преобладание романтического аспекта).

Точкой возникновения символизма можно считать основание Россетти и Миллесом в Англии «Братства прерафаэлитов» в 1848 году, до этого периода корни символизма можно найти в фантастических произведениях Фюсли и Блейка. Прерафаэлиты же провозгласили полный отказ от изображения исторической реальности. Именно в творчестве Росетти («Беата Беатрикс») появится знаковый образ символизма – «femme fatale», усвоенный русскими символистами (наиболее известен этот образ в литературе у А. Блока в его «Незнакомке» и вариациях в поэтических циклах на эту же тему, от раннего до позднего периодов творчества). Замечательно по своей символической наполненности полотно Уильяма Ханта «Светоч мира», наполненное символами так плотно, что его можно анализировать как по отдельным составляющим, так и по совокупности их. Необходимо отметить, что в творчестве прерафаэлитов символы читаемые, они не уходят за грань бессознательного настолько, чтобы их можно было прочитать только внутренним зрением. Наиболее известные художники этого круга Джеймс Сметам, Эдвард Бен-Джонс. Их творчество с уходом в средневековую тематику наполнено литературными и мистическими аллюзиями. К творчеству прерафаэлитов примыкает творчество Форда Брауна, Джорджа Уоттса, Уолтера Крейна.

В целом, символизм является весьма неоднородным явлением, он, скорее, является движением, основанным на идее, и объединившем мастеров, работавших в разнообразных манерах. Если в позднеромантическом творчестве прерафаэлитов воплощается идея ухода от настоящего в идеальное прошлое, насыщенная символикой и аллегорией, то в творчестве Пюви де Шаванна во Франции - стилизованное изображение прошлого, обращение к символическим сюжетам античности или христианской мифологии.

До 90-х годов символизм очень зависим от литературы, от ее сюжетов, а в художественной манере представляет собой определенное смешение классицизма, импрессионизма, натурализма с уходом в сферу фантазий: болезненной (Моро), реалистичной (Бёклин), алогичной (Редон), эротичной (Ропс). Относительно литературных и эстетических истоков символизма можно сказать очень многое. Эстетические идеи европейского символизма лежат в философии Шопенгауэра, Ницше, огромное влияние имело творчество Вагнера в музыке. Литературные же корни символизма лежат в творчестве Рембо, Верлена, Бодлера, Метерлинка, Уайльда, Ибсена.

Творчество многочисленных журналов во Франции, развивающих спиритуалистические идеи (необходимо отметить, что концепция спиритуализма была очень популярна в последней трети XIX века и повлияла на творчество многих художников, писателей), таких как «Decadent», «Symboliste», «Revue blanche» братьев Натансон и других, привела к созданию «Манифеста символизма» 18 сентября 1886 Жаном Mopea (опубликован в «Figaro»), а в 1891 в «Mercure de France» Альбер Орье определил произведение искусства как «идеистическое, символическое, синтетическое, субъективное и декоративное». Органическая связь между литературой и искусством символизма была настолько тесной, что писатели живо участвовали в обсуждении творчества художников и, в свою очередь, задавали тематическую и символическую направленность произведений.

Европейский символизм - явление крайне неоднородное; мистические и светлые образы Гюстава Моро, живущие в мифологическом мире сна, легких видений и несущие символ ушедшего противостоят болезненным кошмарам Одилона Редона, таящихся в бессознательном и символизирующих одиночество Человека перед враждебным миром и непознанностью глубин собственной психики. Повлиявший на творчество и Редона и Моро, Пюви де Шаванн иллюстрирует своими произведениями нерасчлененность художественных методов: от «ренессансности» и интереса к античности – символическое значение произведений.

Влияние символизма испытали очень многие художники, относящиеся к «официальным», некоторые исследователи выделяют их в отдельную группу – «салонный символизм». Нельзя говорить, что они являлись художниками - символистами, но испытали влияние этого течения несомненно: Эли Делоне (акварели), Леви Дюрмэ, Альфонса Осбера.

Развитие символизма в Европе

Символизм развивался не только во Франции, но и в других странах Европы. В Брюсселе работали известные группы художников-символистов: группа «ХХ» (1884-1893), занимавшаяся развитием новых стилей в искусстве, и общество «Свободная эстетика» (1894-1914). Последнее, созданное Октавом Маусом, опиралось на творчество Верхарна, Метерлинка, Роденбаха, известных писателей-символистов. Необходимо отметить, что связи мастеров-символистов Бельгии и Франции были очень глубоки. Творчество Антуана Вирца представляет собой смесь романтизма, окрашенную экзистенциальным символизмом, Фелисьен Ропс получил известность своими аллегорическими композициями, наполненными эротизмом и мистической символикой, в которой широко представлены мотивы масок смерти, паяцев, сфинкса. Подобные темы появляются и у Джеймса Эндзора. В целом же, чтобы дать более точное определение, и Ропс и Эндзор являются выразителями фрейдистского экспрессионизма, с элементами натурализма и символизма. Жан Дельвиль, основатель группы «Для искусства», творил в манере, похожей на творчество Гюстава Моро («Смерть Орфея»), его трактовка отличается мягкостью и утонченностью. Творчество Эмиля Фабри близко к мистическому экспрессионизму, а Фернан Кнопф, считающийся одним из главнейших представителей символизма в Бельгии, создавал свою индивидуальную символику в полотнах, воздействующую на зрителя ассоциативно. В его работах присутствует продуманность композиции и возможность многопланового прочтения символа. Его произведения оказали значительное влияние на творчество фон Штука и модерн.

На скандинавских художников-символистов имело влияние творчество драматургов Ибсена, Стриндберга. Известные художники – Ян Тороп, Ян Торн-Приккер. Для творчества скандинавских художников важна скандинавская мифология и образы северной природы, с ее изломанными линиями и символами, органично соединяющими природу и мифологию Скандинавии. Фредерик Виллумсен «Горы Ютунхейм», Аксели Галлен-Каллела «Зима», «Калевала».

На немецкий символизм большое влияние оказала германо-скандинавская мифология, например, на творчество Мориса фон Швинда, работавшего в жанре позднего романтизма (росписи замка Гогеншвангау), Ханса Тома («Нимфа источника»). Но символизм в Германии уступает экспрессионизму и модерну. Символистские тенденции прослеживаются в творчестве польского художника Яцека Мальчевского, в частности, «Порочном круге» и «Меланхолии», однако можно говорить снова только об элементах, в указанных полотнах есть что-то и от символизма Босха, и от сюрреализма. Чешский художник Франтишек Купка прошел путь эволюции от реалистического искусства через символизм («Душа лотоса») к абстракционизму.

Пытаясь выделить символизм в европейской живописи, необходимо говорить о сочетании символизма с другими течениями и трансформации символизма в другие стили, в частности, модерн, в творчестве некоторых художников. Для Моро он был основной составляющей его творчества, в творчестве Редона уже появляются черты модерна; символизм выделяется на уровне идей, а не композиционных и стилевых решений, но при выделении художников-символистов также следует избегать крайностей, поскольку символика присутствует и в сюрреализме, но мировосприятие разное.

Художники-символисты если и не отрицали реализм в полной мере, то трансформировали его. По их мнению, творчество отражает жизнь каждой души полную переживаний, неясных, смутных настроений, тонких чувств, мимолётных впечатлений, должно передавать мысли, идеи и чувства, а не просто фиксировать предметы видимого мира. При этом, даже изображая реальность, реально существующего человека, они стремились к наполнению его образа именно мистико-символическим, стремились кодировать образ, создавая его новое прочтение. В основе выражения души или мира всегда лежит символ.

Основная тематика, лейтмотив творчества художников-символистов: темы жизни и смерти, греха, любви, прекрасного, страшного, то есть всего, что само служит символом и может быть наполнено символическим звучанием. Для трактовки образов характерна многозначительность, метафоричность, аллегоричность. Композиционно-колористические решения произведений символистов – разнообразнейшие, исходя из манеры художника, символизм не столько художественное, сколько идейное течение в живописи.

Подводя итоги, можно сказать, что символизм, во-первых, являлся закономерным продолжением линии развития изобразительного искусства, заложенного Ренессансом, во-вторых, являлся противостоянием развитию механицизма и научно-технического прогресса, в-третьих, основан на распространении мистических и спиритуалистских идей конца XIX века, развития психиатрии и медицины, начавшей изучать мозг человека, сферу психики и бессознательного, а также развития философских идей того времени. Что особенно важно, символизм не был однороден, символизм – это, прежде всего, идея, концепция мировосприятия, граничащая очень близко с другими течениями в европейской живописи, переходящая в модерн. Символизм как течение обладает только определенным базисом идей, а творчество художников-символистов в пределах одной страны нельзя проанализировать по типичным чертам, творчество каждого художника-символиста индивидуально и представляет собой стилевой конгломерат, но не беспорядочный, а подчиненный идее символического восприятия действительности.