ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
*обязательно для заполнения
eng
+7 495 973 1444
библиотека дизайнера

Раннехристианская мозаика в Риме


Мозаика, созданная в период раннего христианства, заслуживают большого внимания. После того, как христианская вера распространилась в европейских странах, там стали появляться церкви, храмы и другие здания религиозного характера. Рим не был исключением. Люди стали украшать такие сооружения такими способами, которые к тому времени были развиты.

К концу IV столетия началось массовое строительство базилик, потолки и стены которых украшали мозаикой. Этот вид искусства стал очень популярным в качестве декора христианских церквей и храмов. Римляне одни из первых начали использовать мозаику не только для украшения храмов, но и своих жилищ. Их мастерство достигло такого высокого уровня, что даже сейчас римская ранняя христианская мозаика не перестает нас удивлять своей красотой.

До наших дней сохранилось немного мозаик в своем первозданном виде, но римские мозаики Санта Пуденсиана и Санта Констанца, датируемые IV веком, еще существуют. В Санта Констанце мозаикой выложен купол, на своде которого изображена виноградная лоза и процесс сбора винограда. В этих мозаиках еще ощущается влияние язычества, так как все объекты мозаики связаны с виноделием и праздником Вакха, символизирующего изменение или преобразование. Также на своде купола внутри круглых небольших медальонах изображены психеи, голуби, ягнята, амуры, плоды, цвета, вазы и прочие птицы. Сохранились мозаики на боковых нишах, где изображен Христос Законодатель. Они были подвергнуты реставрации, но в своем первозданном виде относятся к эпохе раннего христианства. Об этом свидетельствует белый фон мозаики. Эта мозаика была одной из последних, созданной в стиле позднеэллинистического орнаментального искусства. На плоскосводчатой части абсиды церкви Санта Пуденсиана также имеется мозаичное изображение, относящееся к четвертому столетию. Оно считается одной из самых величественных созданий древности. На мозаике изображен юный Спаситель с бородой в окружении своих апостолов, а позади него возвышаются здания Иерусалима и голгофский крест.

Позади апостолов расположены две женские фигуры, держащие в руках венки славы. Здесь же впервые появляются символы четырех евангелистов, помещенных в красные и голубые облака, обведенные золотой мозаикой. Иоанн представлен в образе орла, Матфей – в образе ангела, лев олицетворяет Марка, а бык – Луку. Все евангелисты изображены в полуфигур с крыльями. Рисунок мозаики очень чистый, глубокий, отливает золотом и отличается симметричностью расположения фигур, что является преддверием более совершенного монументального искусства.

Нельзя не уделить внимание великолепной мозаикам в капелле св. Руфины и Секунды в здании Латеранской баптистерии, которые также относятся к эпохе раннего христианства, а именно к IV веку. В центре абсидной раковины можно увидеть изображение агнца, а по ее краям – голубей. Внизу на синем фоне изображены зеленые и золотистые завитки аканфа, в центре которых находится цветок. Именно с этих пор начинается вытеснение белого фона мозаики темно-синим фоном, пока его, в конечном итоге, не вытеснит золотой.

Еще одним произведением искусства, относящимся к периоду раннего христианства, являются мозаики церкви Санта Мария Маджоре. Ученые относят библейские композиции, которые изображены сверху стен среднего нефа, к временам правления папы Либерия (352-366 гг.), при котором началось строительство церкви. Другие мозаики созданы в эпоху правления Сикста III (432-440 гг.). К этой же эпохе относится мозаика, украшающая триумфальную арку. А вот мозаика абсиды является произведением, относящимся к средневековью. Триумфальная арка с обеих сторон украшена новозаветными сюжетами, изображенными в три ряда.

В церкви св. Сабины, на внутренней стороне портала, находится мозаика V столетия, на золотом фоне которой изображены, судя по надписи, «церковь из язычников» и «церковь из обрезанных». На триумфальной арке церкви св. Павла есть также мозаика, относящаяся к этому периоду, на которой изображен по пояс Христос и 24 апокалипсических старца в белых одеждах, подходящих к нему с двух сторон с венцами славы в руках. В этих двух церквях прослеживается чередование золотого фона с синим.

Еще одним шедевром раннего христианского искусства является мозаика, украшающая абсиду церкви св. Дамиана и Космы. Она относится к первой половине VI века и является доказательством того, что в это время римское мозаичное искусство достигло невероятных высот. На золотом фоне изображен зеленый луг. С холма стекают четыре райские реки, символизирующие евангелистов, внизу, в окружении ягнят-апостолов, стоит Агнец. Главный фон композиции выполнен в темно-синем цвете. В середине, в облаках, парит огромная фигура Христа, суровое лицо которого обрамлено небольшой бородой. Внизу картины, на земле, апостолы Павел и Петр подводят Домиана и Косму к Христу, жестом перепоручая их Спасителю.

В эпоху раннего христианства большее число римских мозаик создавались для декора христианских церквей, поэтому основным сюжетом были библейские мотивы. Но в некоторых зданиях все же можно встретить мозаики с растительными или геометрическими рисунками, которые являлись типичными для эпохи раннего христианства.