ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
*обязательно для заполнения
eng
+7 495 973 1444
библиотека дизайнера

Акватинта как разновидность офорта

Акватинта (фр. aquatinta – окрашенная вода) – особая разновидность офорта, графическая печать, позволяющая создавать тиражные рисунки с богатой тональностью.

Техники выполнения

Основной метод. На пластину из меди наносится канифольная пыль, зерна которой имеют разный размер. Далее «доска» подогревается, в результате чего на ее поверхности образуется своеобразная сетка. Просветы металла между растекшимися зернами в дальнейшем вытравливаются кислотой. Далее пластина вынимается из раствора и опять покрывается канифолью. Так поэтапно выполняется гравировка. Те места, на которых рисунок должен получиться темнее, вытравливаются дольше. В результате получается оттиск, напоминающий изображение тушью или акварелью.

Разновидности технологии

Иногда акватинта классифицируется и как обычная гравюра. Если в рисунке наблюдается фактура с белым фоном и черными точками на нем, он может быть определен именно как акватинта. Подобный эффект получают путем прогона в специальном станке (офортном) пластины с наложенным на нее слоем лака и наждачкой. В результате вытравливания получаются точки, которые будут при последующих выкрываниях иметь разную глубину. Подобную интересную фактуру иногда получают также посредством применения сахара и поваренной соли. При этом на пластину, как и при обычном способе загрунтованную лаком, наносят тонкий слой любого из этих компонентов, а затем прокатывают на офортном оборудовании, проложив предварительно бумагой. Далее дожидаются полного высыхания лака и вымывают соль или сахар водой. Затем пластину вытравливают обычным способом. Часто мастерами акватинты применяется особый прием, позволяющий получить текстуру, полностью имитирующую холст. Это так называемая фактура пятна, которая может быть выполнена как в позитивном, так и в негативном варианте. Берут обычный холст и промазывают его офортным лаком. Далее его кладут на пластину и прокатывают в станке. В результате текстура переносится на будущий штамп максимально реалистично. Лак иногда наносят и на саму пластину. Нити грубой ткани продавливают его до металла.

Способов создания акватинты существует огромное множество. Однако характерным для этой технологии остается последовательное вытравливание в несколько нанесений текстуры и помещений штампа в кислотный раствор. Что касается изображений, полученных таким способом, то их главной особенностью считаются жесткие границы между тональными пятнами. Наиболее эффектным методом акватинты является печать с нескольких досок, каждая из которых выкрашена в определенный цвет. Очень часто художники сочетают эту технику с другими методами травления. Тираж штампа, изготовленного по методу акватинты, не слишком большой – около 250-500 экземпляров.

История развития

Впервые акватинта появилась в 70-е годы XVIII века. Авторство этого метода печати тиражных изображений приписывают сразу трем французским художникам. В большинстве источников изобретателем называют Жана-Батиста Лепренса. Этот мастер знаменит, прежде всего, тем, что создал «Русские типы». Некоторые другие исследователи считают изобретателем Ж.-Ш. Франсуа. Существует мнение, что первым акватинту использовал Р. де Сен-Нону. Якобы именно этот мастер придумал способ запудривания доски асфальтной пылью. К концу XVIII века французами техника акватинты были значительно усовершенствованы. Мастера научились передавать сложные тональные градации просто виртуозно. Число травлений доводится ими до двадцати этапов (при этом используется мелкодисперсионная пыль). Однако в Европе при этом значительного распространения акватинта не получает. Только благодаря Франсиско Гойе в начале XIX века акватинта становится популярной как метод, прекрасно сочетающий в себе травленый штрих с насыщенностью плоскостей, несмотря на то, что он почти всегда использовал акватинту в смешанной технике.

В чистом виде, без комбинации с какими-либо другими техниками акватинта применяется художниками чрезвычайно редко. Чаще всего они дополняют ее приемами сухой иглы или травленого штриха. Гравюры же, выполненные единственно с использованием акватинты, отличаются сухостью и однообразием. В результате бурного развития этого метода возникли приемы, которые впоследствии стали самостоятельной техникой. Например, лавис и резерваж.

Известные произведения 

«Каприччос» (1799 г). Серия работ Гойи. Прекрасный пример гармоничного сочетания техники акватинты и сухой иглы. Одно из самых известных произведений этой серии – «Сон разума рождает чудовищ»;
«Постройка Казанского вокзала» (1917 г.), серия гравюр В. Фанилеева. Альбом состоит из семи рисунков.
«Утреннее прощание» (1787 г.) Л. Ф. Дебюкур. Этот мастер едва ли не единственный художник, оставивший заметный след в цветной оригинальной гравюре.